Что такое Фресковая живопись? Характеристики
Художественный термин «Фреска» (по-итальянски «свежая») описывает метод живописи, при котором цветные пигменты смешиваются исключительно с водой (без использования связующего), а затем наносятся непосредственно на свежеуложенную известковую штукатурку (поверхность).
Поверхность, как правило, представляет собой оштукатуренную стену или потолок. Жидкая краска впитывается штукатуркой, и по мере высыхания штукатурки пигменты удерживаются в стене. Перед нанесением краски художник обычно делал подготовительный рисунок (синопию) красным мелом.
Виды фрески
Существует три основных типа фресковой техники: Буон или истинная фреска, Секко и меццо-фреска. Буон фреско, наиболее распространенный метод фрески, включает использование пигментов, смешанных с водой (без связующего), на тонком слое влажного, свежего известкового раствора или штукатурки (интонако). Пигмент впитывается в стену, как описано выше. В отличие от этого, живопись secco выполняется на сухой штукатурке и поэтому требует связующего средства (например, яичной темперы, клея или масла) для прикрепления пигмента к стене, как в знаменитой настенной живописи, известной как «Тайная вечеря» Леонардо Да Винчи. Меццо — фреска предполагает нанесение краски на почти, но не совсем сухую интонацию, так что пигмент лишь слегка проникает в штукатурку. К 1600 году это в значительной степени заменило фрески буона на фресках и потолках.
История фресок
Фреска практиковалась еще в 2000 году до н. э. минойцами во время цивилизации Крита бронзового века. Знаменитые настенные фрески критского буона включают в себя «Тореадор». Ранние фрески также были написаны в Марокко и Египте, причем египетские художники предпочитали метод секко для своих надгробных росписей. Фресковые росписи также были распространены в греческом искусстве, а также в этрусской культуре и в римском искусстве (напр. Помпеи, Геркуланум), где они были в основном выполнены в стиле фрески буона. Раннехристианское искусство в Риме, особенно в катакомбах, также отличалось фресками. Действительно, этот стиль был популярен среди художников по всему древнему Средиземноморью и в Турции. Кроме того, ранние образцы буддийского фрескового искусства, выполненные между 200 годом до н. э. и 1100 годом н. э., были обнаружены в пещерах Аджанта и храме Брихадисвара в Индии.
Византийские религиозные фрески
Восточно — православное искусство, особенно русская средневековая живопись, в значительной степени опиралось на фресковые настенные росписи в своих церквях и соборах, чтобы проиллюстрировать сцены из Библии. Экспонентами были Феофан Грек (1340-1410); Андрей Рублев (1360-1430) (фрески в Благовещенском соборе Москвы и Успенском соборе во Владимире); и Дионисий (1440-1502) (ответственный за фрески в Ферапонтовом монастыре).
Эта форма христианской средневековой живописи, оказавшая сильное влияние на готическое искусство, была вытеснена школой итальянской живописи до Ренессанса (1300-1400), членами которой были Симоне Мартини (1284-1344), Ассизи (1317) — Амброджо Лоренцетти (1285-1348), Палаццо Пабблико, Сиена) — и, конечно, флорентийский Джотто (около 1267-1337), в частности, его Предательство Христа (Поцелуй Иуды) (1305) и Плач Христа (1305) в часовне Арены, Падуя.
Итальянский Ренессанс
Именно в эпоху итальянского Возрождения фресковая живопись достигла своего апогея, за исключением Венеции, которая была слишком сырой. художники 15 века по всей Италии использовали фресковые техники, в частности, для своих религиозных картин в соборах и церквях. Три самых известных примера фресковых росписей эпохи Возрождения включают: (1) фрески часовни Бранкаччи (1424-28) работы Мазаччо во Флоренции, например, Дань (1425-7) и Изгнание из Райского сада (1426-7); (2) фрески Сикстинской капеллы (1481-1541) Боттичелли, Перуджино и других и, конечно, Микеланджело, например, ранняя фреска Перуджино «Христос, вручающий ключи святому Петру» (1482). (3) Комнаты Рафаэля (1508-20), украшенные Рафаэлем, в Ватикане: например, Афинская школа (1508-11) в Строфе делла Сегнатура (Комната подписи).
С уходом искусства эпохи Возрождения и появлением маньеризма народный вкус стал отдавать предпочтение большой живописи маслом на холсте и гобеленам, что ограничивало использование фрески верхними областями стен и потолков. Но посмотрите фрески в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции работы Якопо Понтормо (1494-1556). К мастерам этого типа архитектурных, иллюзионистических, фресок относятся: Мантенья (1430-1506) и Корреджо (1489-1534) — в частности, его необыкновенное Успение Пресвятой Богородицы (Пармский собор) (1526-30).
Барокко
От Болонской школы живописи, возглавляемой Аннибале Карраччи (1560-1609), известной фресками Галереи Фарнезе (1597-1608), до ослепительной квадратики Андреа Поццо (1642-1709), через таких художников, как Гверчино (1591-1666), Пьетро да Кортона (1596-1669) и Лука Джордано (1634-1705), эпоха барокко была последним периодом, когда живопись в грандиозной манере ассоциировалась со средой фрески. Одной из последних великих фресок был Константин, приказавший уничтожить языческих идолов (1648, Латеранский баптистерий) Карло Маратты (1625-1713). Ко времени великого художника эпохи рококо Тьеполо (1696-1770) фреска в целом пришла в упадок, хотя его величественные фрески вюрцбургской резиденции (1750-3) были поздней кульминацией.
В течение 19 века двумя известными фресковыми художниками были Теодор Шассерио (1819-56) и Пюви де Шаванн (1824-98), оба из которых создали несколько выдающихся украшений для города Парижа.
Мексиканская фреска эпохи Возрождения (1920-1930-е годы)
Диего Ривера (1886-1957), Дэвид Альфаро Сикейрос (1896-1974) и Хосе Клементе Ороско (1883-1949) были тремя величайшими участниками так называемого мексиканского ренессанса фресок, который привел к крупному возрождению фресковой живописи. К северу от границы в Соединенных Штатах художник-социал-реалист литовского происхождения Бен Шан (1898-1969) также был успешным художником-фрескистом, на его имя было написано несколько проектов в области общественного искусства.