Найденные предметы (found object)

Найденные предметы (found object)

Что такое найденные предметы? Определение, характеристики

В современном искусстве термин «найденный предмет» (found object — перевод французской фразы «objet trouvé») используется для описания объекта, найденного художником, который — с минимальными изменениями — затем представляется как произведение искусства. Идея заключается в том, что художник считает, что обнаруженный объект обладает определенным эстетическим качеством — вытекающим из его внешнего вида, социальной или личной истории — и поэтому демонстрирует его для оценки другими.

Фонтан Марселя Дюшана, 1917 г.

Типичные «найденные предметы» включают природные материалы, такие как песок, земля, камни, раковины, куски дерева причудливой формы, человеческий череп; или искусственные предметы, такие как вырезки из газет, фотографии, кусочки стекла, фрагменты металлолома, куски текстильной ткани, неубранная кровать, руль велосипеда и так далее.

«Найденные предметы» использовались во многих различных видах искусства, включая живопись, различные формы скульптуры, включая ассамбляж и инсталляции. Испанский художник и скульптор Пабло Пикассо (1881-1973) был одним из первых, кто обнародовал эту идею, когда он прикрепил печатное изображение палки стула на свою картину под названием «Натюрморт с палкой стула» (1912, Музей Пикассо, Париж).

Марсель Дюшан Велосипедное колесо, 1913 г.

Идея была полностью развита французским художником-экспериментатором Марселем Дюшаном (1887-1968), который придумал термин «готовые изделия» вскоре после знаменитой Оружейной выставки (весна 1913 года), чтобы описать свой фирменный стиль «найденного предмета», примером которого является его работа под названием «Фонтан» (1917), стандартный фарфоровый писсуар с надписью «R. Мутт 1917», которую Дюшан представил на выставку Нью-Йоркского общества независимых художников (1917).

Происхождение и история

Несмотря на то, что термины «найденный предмет» и «objet trouvé» были придуманы в 20 веке, есть некоторые свидетельства того, что такие предметы использовались в доисторическом искусстве в эпоху культуры палеолита. По словам зоолога Десмонда Морриса (р. 1928), галька Макапансгат (Университет Витватерсранда, Южная Африка), знаменитый камень в форме черепа, датированный 3 миллионами лет до н. э., на самом деле был «найденным объектом», поскольку он не принадлежал пещере, в которой он был обнаружен. Вместо этого он, по-видимому, был обнаружен «художниками» каменного века (австралопитеками) на геологическом участке в трех милях отсюда и возвращен для демонстрации в качестве произведения древнего искусства. Три миллиона лет спустя «найденные предметы» были популяризированы Дюшаном и движением Дада, а затем культивированы Андре Бретоном и сюрреализмом. Действительно, к середине 30-х годов художники-сюрреалисты определили целый новый набор категорий, в том числе: «природные объекты», «интерпретированные природные объекты», «включенные природные объекты», «математические объекты», «возмущенные объекты» и «американские объекты».

Послевоенные движения современного искусства продолжили эту традицию. Роберт Раушенберг (1925-2008) и Джаспер Джонс (р. 1930), например, включили «труппы объектов» в свои работы на ранней стадии поп-арта, как это сделали Роберт Индиана (р. 1928) и Джим Дайн (р. 1935). За ними последовали в 1960-х годах Джордж Мачюнас (1931-78) и его движение «Fluxus», а также Арте Повера (около 1966-71) во главе с Марио Мерцем (1925-2003), Пино Паскали (1935-68) и Микеланджело Пистолетто (р. 1933). Позже «objet trouvé» также использовались в постмодернистском искусстве, особенно молодыми британскими художниками, решившими шокировать истеблишмент.

Знаменитые найденные предметы в искусстве 20 века

Самой известной серией «найденных предметов» были «готовые работы» Дюшана, ранняя форма хлама, в том числе такие работы, как Велосипедное колесо (1913), Подставка для бутылок (1914) и Фонтан (1917, писсуар), как в Национальном музее современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж; и в преддверии Сломанной руки (1915, Копия в Музее Модерна, Стокгольм; обычная лопата для снега, на которой Дюшан написал свое название вместе со словами «от Марселя Дюшана 1915»).

Дюшан отличил свои «готовые изделия» от других «найденных предметов», заявив, что, в то время как «найденные предметы» выбираются за их интересные эстетические качества, «готовые изделия» — это объекты массового производства, превращенные в искусство простым актом выбора художника — таким образом, никакое проявление вкуса не требуется и не подразумевается. Но у Дюшана есть свои критики. По словам искусствоведа Ронды Роланд Ширер — Дюшан, возможно, сфабриковал свои готовые работы: даже писсуар нефункционален. Если это так, то Дюшан не просто «находил» объект, он «создавал» его, что совсем не одно и то же.

Художник и фотограф Дада Ман Рэй (1890-1976) также создал ряд интересных «найденных предметов», в том числе: домашнее железо в его работе «Подарок» (1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк); конский волос и резное дерево в Эмак Бакия (1927, Частная коллекция); метроном в его работе «Метроном» (Объект, подлежащий уничтожению) (1932, Кунстхалле, Гамбург).

Курт Швиттерс (1887-1948), великий немецкий дадаист, использовал «найденные объекты» в своей пожизненной карьере создания коллажей и ассамбляжей, хотя в его необычной конструкции Мерцбау — сделанной из мусора, дерева и штукатурки — использовались объекты, которые были слишком изменены, чтобы квалифицироваться как «объекты трув».

Художники-сюрреалисты утверждали, что представление «найденного объекта» полностью вне его обычного контекста может вызвать новое психологическое понимание в сознании наблюдателя. Правда это или нет, но они создали ряд интересных «найденных предметов», которые говорят сами за себя, в том числе: Телефон-омар (1936, Частная коллекция) Сальвадора Дали (1904-89) и Чайная чашка на меховой подкладке (1936, MOMA, Нью-Йорк) Мерет Оппенгейм (1913-85).

Чтобы никогда не быть превзойденным, Пабло Пикассо создал самый простой и яркий пример «найденного предмета», когда он создал Голову Быка (1943, Музей Пикассо, Париж) из велосипедного седла и руля.

Художник-индивидуалист Джозеф Бойс (1921-86) использовал множество обычных предметов (иногда модифицированных) в своих инсталляциях и других работах в 60-70-е годы, в том числе: блоки жира, фургон с санями, тянущимися за ним, доски, различные промышленные металлические предметы и многие другие. На самом деле, вас легко ошеломляет гнетущее банальное качество установок и сборок Бойса.

Напротив, гигантские копии обычных предметов, созданные поп-скульптором Клаасом Ольденбургом (р. 1929), — по сути, пародия на потребительство 1960-х годов — оказывают огромное визуальное воздействие, несмотря на их врожденную тривиальность.

Некоторые из наиболее спорных «найденных предметов» были представлены молодыми британскими художниками (YBA), которые — благодаря покровительству Чарльза Саатчи — вышли на художественную сцену в 1980-х годах. Примеры включают: «Моя кровать» (1999, коллекция Саатчи) Трейси Эмин (р. 1963), которая состояла из ее собственной неубранной кровати с испачканными простынями, тапочками, испачканным нижним бельем и другим личным мусором; Физическая невозможность смерти в сознании живого человека (1991), состоящая из стеклянного резервуара с акулой, сохраненной в формальдегиде, Дэмиена Херста (р. 1965). Еще один из модифицированных «найденных предметов» Херста — богато украшенный человеческий череп, озаглавленный «Во имя любви к Богу» (2007, Частная коллекция).

Споры и критика

Спорные работы YBA вызвали серьезную критику в отношении обоснованности «found object» как произведений искусства. Это касалось мотивации художника. Как указано выше, художник должен видеть эстетический элемент или творческое качество в выбранном им объекте. Но, говорят критики, намерения многих художников сегодня в целом более корыстны: они стремятся просто шокировать, тем самым приобретая рыночную известность для себя и своей работы.

Рассматривая эту критику в контексте, важно отметить, что после 400 лет эстетики, в которой доминировала эпоха Возрождения, которая предписывала художникам и скульпторам создавать произведения искусства исключительно из благородных (и, следовательно, «высоколобых») предметов, идея создания искусства из тривиальных, банальных предметов была непреодолимо привлекательна для дадаистов и их наследников. Назвать писсуар «произведением искусства» было мгновенно подрывным и полностью «современным» — вполне достаточно для большинства современных художников, которые все еще были заинтересованы в создании произведений искусства, какими бы банальными ни были ингредиенты.

Разница сегодня, говорят критики, в том, что художники — постмодернисты склонны рассматривать «шоковую ценность» как самоцель-не в последнюю очередь потому, что шоковая ценность попадает в заголовки газет. Другими словами, искусство стало развлечением — ничем не отличающимся от жестокого шоу «Панч и Джуди» или реалити-шоу без ограничений.

Наследие

Пионеры «труппы предметов», такие как Дюшан и Пикассо, оказали огромное влияние на различные направления современного искусства, включая сюрреализм, поп-арт и Бритарт 1980-х годов, а также на новые жанры, такие как Перформанс, Хэппенинги, Трэш-арт, «Пубеллизм» и Товарная скульптура. Несомненно, их влияние распространится и на компьютерное искусство, где фотографические изображения могут быть изменены, воспроизведены и повторно использованы одним щелчком мыши. Тем не менее, учитывая сегодняшний либерализм художественного истеблишмента «все идет своим чередом», возникает вопрос, какая конструктивная роль остается за «найденными объектами» и тому подобным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *