Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство (Decorative Art)

Термин «декоративно-прикладное искусство» является традиционным термином для довольно громоздкого диапазона художественных дисциплин, связанных с дизайном и украшением предметов, обычно функциональных, которые не обязательно обладают какими-либо внутренними эстетическими качествами.

Вообще говоря, многие виды декоративного искусства (например, плетение корзин, изготовление шкафов, керамика, гобелен и другие) также классифицируются как «ремесла». Кроме того, декоративно-прикладное искусство является частью более широкой категории прикладного искусства.

Что включает в себя Декоративно-прикладное искусство?

Определение и категория декоративного искусства включает в себя создание мебели и аксессуаров, ковров и ковровых покрытий, гобеленов, вышивки, книжную иллюстрацию, цветочные украшения, керамическую посуду (фаянс, керамогранит, фарфор и раку), плетение корзин, ювелирное дело, эмалирование, столовое серебро и ювелирное искусство (в том числе в технике перегородчатой и шамплеве), мозаичное искусство, а также витражи и дизайн интерьера. Она также включает в себя театральные декорации и костюмы, о чем свидетельствуют сказочные эскизы, созданные Леоном Бакстом для Сергея Дягилева и его русской балетной труппы.

Китайская лакированная посуда и резьба по нефриту являются ведущими образцами из Азии, как и китайский фарфор, особенно посуда эпохи Мин, и японское оригами для складывания бумаги. Декоративно-прикладное искусство также охватывает практически любую категорию «драгоценных или искусно изготовленных предметов». Сюда могут входить такие предметы, как пасхальные яйца Фаберже, драгоценные доспехи и оружие, а также каминные полки (напр. с использованием мрамора и мозаики), а также театральные декорации, задники и костюмы, например, созданные Александром Бенуа (1870-1960) и Леоном Бакстом (1866-1924) для Русских балетов.

Разница между декоративным искусством и изобразительным искусством?

Изобразительное искусство, то есть живопись, графика, скульптура и фотография, как правило, не имеет никакой другой функции, кроме того, чтобы на него смотрели. Напротив, декоративное искусство часто (но не всегда) утилитарно. Другое отличие заключается в том, что изобразительное искусство, как правило, в большей степени основано на рисунке, в то время как декоративное искусство, как правило, в большей степени основано на технике. Но из обоих этих общих правил есть исключения.

Проблемы определения

Точное значение термина «декоративно-прикладное искусство» сегодня менее важно, поскольку узкая, элитарная концепция изобразительного искусства была вытеснена более широкой классификацией визуального искусства. Кроме того, некоторые современные формы декоративной работы, включающие дизайн интерьера / одежды, графику или компьютеры, известны как дисциплины «дизайна», а не декоративное искусство. Таким образом, последний термин, вероятно, постепенно исчезнет, тем более что он так тесно связан с такими категориями, как «прикладное искусство» и «ремесло».

Происхождение и история декоративно-прикладного искусства

Самым ранним видом декоративного искусства была древняя керамика, в частности японская керамика в стиле Дземон, впервые появившаяся примерно в 14 500 году до нашей эры. Он также широко производился примерно с 5000 года до н.э. рядом древних средиземноморских цивилизаций, прежде чем достичь своего апогея в Геометрическом стиле, Восточном стиле, Черно- и краснофигурном стиле древнегреческой керамики.

Другим ранним производителем декоративного искусства были кельты, чьи изделия из металла (около 500-50 гг. до н.э.) создали такое личное оружие и ювелирные изделия, как золотой и бронзовый «Дуб Манчинга» (около 350-50 гг. до н.э.), бронзовый «Щит Баттерси» (около 350-50 гг. до н.э.), бронзовый «Щит Витама» (4 век до н.э.), серебряный «Котел Гундеструпа» (около 100 г. до н.э.), бронзовая «Корона Петри» (100 г. до н.э. — 200 г. н.э.), золотой «Золотой ошейник Бройтера» (1 век до н.э.) и золотая «Лодка Бройтера» (1 век до н.э.). Позже кельтские ремесленники в Ирландии изготовили ряд изысканных церковных предметов и других произведений, таких как Брошь Тара (около 700 г. н.э.), чаша Ардаг (8/9 век н.э.), чаша Дерринафлан (8/9 век н.э.), святилище пояса Мойлоу (8 век н.э.), Крест Талли Лох (8/9 век) и Крест Конга (12 век).

Эти декоративные традиции были сохранены при европейских королевских дворах короля Карла Великого I и более поздних оттоновских правителей, при этом развивались новые формы искусства в области гобеленов и других текстильных изделий. Затем великая программа строительства в христианском готическом стиле профинансировала развитие европейского витражного искусства, которое компания использовала во всех своих соборах во Франции, Англии, Германии и других странах.

В эпоху итальянского и Северного Ренессанса живопись и скульптура, как правило, были более серьезными, чем декоративными — но посмотрите на школу Фонтенбло во Франции — и только в эпоху контрреформационного барокко декоративное искусство снова расцвело в самых разных дисциплинах. Важным событием этого времени стало основание знаменитой фабрики гобеленов Gobelins в Париже (1667), возглавляемой Шарлем Ле Брюном (1619-90), и фабрики гобеленов Beauvais (1664), также в Париже.

После этого появилась школа рококо, которая дала огромный толчок декоративным ремеслам, таким как изготовление мебели, предметов домашнего обихода, стекла и текстиля. Если барокко уходило корнями в архитектуру, то стиль рококо уходил корнями в дизайн интерьера. Появившись при дворе Людовика XV в Версальском дворце, этот стиль оказался исключительно популярным в некоторых частях Германии и Центральной Европы. Подробнее см. Французское декоративно-прикладное искусство (ок.1640-1792); Французские дизайнеры (ок.1640-1792); и французская мебель (ок.1640-1792). Эпоха рококо также известна популярностью китайских декоративных мотивов, как в шинуазри, псевдокитайском стиле декора, который распространился по всей Европе.

Ни социализм Французской революции, ни технологии массового производства Промышленной революции не способствовали эстетике декоративных ремесел. В результате только в конце 19 века, в качестве реакции против машинных изделий, декоративное искусство снова вышло на первый план. Это произошло благодаря Уильяму Моррису и Движению искусств и ремесел, общественному и эстетическому движению, которое возникло из Общества выставок искусств и ремесел, основанного в 1888 году, хотя его корни уходят в 1850-е годы и эстетику искусствоведа Джона Раскина (1819-1900). Движение выступало за хороший дизайн и мастерство, в отличие от стандартизированных конструкций фабричных изделий машинного производства.

На рубеже веков появилось еще одно дизайнерское движение, известное как Движение возрождения кельтского искусства. Инициаторами выступили представители ирландской интеллигенции, такие как У.Б. Йейтс и Леди Грегори, а также такие активисты, как «Эй» Рассел, Перси Френч, Оливер Сент-Джон Гогарти, Падрайк Колум и Эдвард Планкетт, и это привело к мини-ренессансу кельтского дизайна и кельтского искусства в целом. Ювелиры и мастера по металлу в кельтском стиле начали копировать древние изделия, в том числе брошь «Тара», брошь «Рыцари тамплиеров», брошь Дублинского университета и брошь «Кларендон».

Тем временем достижения в области хромолитографии, сделанные в Париже французским литографом Жюлем Шере (1836-1932), привели к огромному увлечению плакатным искусством по всей Европе. Это слилось в 1890-х годах с первым современным международным стилем дизайна, а именно ар-нуво (популяризированным такими группами, как Венский сецессион), который достиг своего пика на Международной выставке 1900 года в Париже. Альфонс Муха (1860-1939) олицетворял плакаты в стиле модерн. Затем, когда модерн начал терять свою остроту, в плакатной литографии его вытеснил функционализм, примером чего является Леонетто Каппьелло (1875-1942).

После Первой мировой войны возникла очень влиятельная школа дизайна Баухауз, а затем возникло последнее крупное декоративное движение, известное как Арт-деко. Этот стиль получил свое название от Международной выставки декоративно-прикладного искусства 1925 года в Париже. С тех пор появилось очень мало значительных новых стилей декоративного искусства, хотя поп-арт и минимализм оказали некоторое влияние, как и Нео-поп. В 1970-х годах в Америке феминистское художественное движение решительно выступило в поддержку традиционных женских декоративных ремесел, включая рукоделие, вышивку, искусство по стеклу и керамику. Посмотрите, например, «Званый ужин» (1979, Бруклинский музей, Нью-Йорк) Джуди Чикаго (р. 1939), которая отстаивала эти навыки.

Музейные коллекции декоративно-прикладного искусства

Одну из величайших в мире коллекций такого рода произведений искусства в Америке можно увидеть в Музее Метрополитен в Нью-Йорке. В Европе Лувр и Музей Виктории и Альберта являются величайшими витринами декоративного искусства.

Американские работы в Метрополитен-музее, датируемые концом 17-го — началом 20-го века, включают около 12 000 образцов мебели, серебра, стекла, олова, керамики и текстиля. Среди них — выдающаяся коллекция американского витражного стекла, представляющая инновационную работу Louis Comfort Tiffany. Другие достопримечательности включают выдающиеся образцы пластического искусства, такие как сосуды из выдувного и прессованного стекла, созданные New England Glass Company, Dorflinger Works и Tiffany Studios; ценная мебель, датируемая 1820 годом.; целый ряд керамических и серебряных предметов конца 19 века, в том числе работы Пола Ревира. Коллекция керамики включает в себя широкий выбор материалов, методов и производителей, от изделий из красного дерева пенсильванского производства до керамики из Руквуда. Текстильная коллекция Met включает в себя более 100 лоскутных одеял, рукоделие 18-го и начала 19-го веков, а также ткани, разработанные Кэндис Уилер, лучшей американской женщиной-дизайнером текстиля и интерьера того периода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *