Ренуар
Пьер-Огюст Ренуар, французский художник, первоначально связанный с движением импрессионизма. Его ранние работы были типично импрессионистскими снимками реальной жизни, полными сверкающего цвета и света. Однако к середине 1880-х годов он порвал с движением, чтобы применить более дисциплинированную, формальную технику к портретам и рисункам, особенно к женщинам.
Две сестры (На террасе) / Two Sisters (On the Terrace). 1881г. Пьер-Огюст Ренуар
Ранние годы
Ренуар родился в семье ремесленников. Его отец, портной, у которого было семеро детей, переехал со своей семьей в Париж около 1845 года. Ренуар продемонстрировал свой дар в раннем возрасте. Быстро распознав его талант, родители в 13 лет отдали его в ученики на фарфоровый завод, где он научился украшать тарелки букетами цветов. Вскоре после этого он начал разрисовать веера, а затем полотнища на религиозные темы, которые миссионеры вешали в своих церквях.
Его мастерство и огромное удовольствие, которое он получал от своей работы, вскоре убедили его, что он должен серьезно изучать живопись. Скопив немного денег, он решил в 1862 году пройти вечерние курсы рисования и анатомии в Школе изящных искусств, а также уроки живописи в мастерской Шарля Глейра, швейцарского художника, который был учеником неоклассического художника 19 века Ж.-А.-Д. Энгра. Хотя академический стиль его учителя не устраивал Ренуара, он, тем не менее, принял его дисциплину, чтобы приобрести элементарные навыки, необходимые для того, чтобы стать художником.
Ренуар чувствовал гораздо большую близость с тремя учениками, которые присоединились к студии несколько месяцев спустя: Альфредом Сислеем, Моне и Фредериком Базилем. Все четверо студентов мечтали об искусстве, которое было бы ближе к жизни и свободно от прошлых традиций. Общие идеалы четырех молодых людей быстро привели к крепкой дружбе, и ранние работы Ренуара включают Портрет художника Базиля (1867), Художника Сислея и его жены (1868) и картину Моне в его саду (1873). В то же время в другой мастерской в Швейцарской академии молодые художники Сезанн и Камиль Писсарро были заняты теми же проблемами, что и Ренуар и его друзья. С Базилем в качестве посредника эти две группы часто встречались.
Ассоциация с импрессионистами
Зонтики / Umbrellas. 1886г. Пьер-Огюст Ренуар
Окружение побудило Ренуара попробовать новую свободу и экспериментировать в своем стиле. Условность того времени заключалась в том, что картина — даже пейзаж — должна была быть выполнена в студии. Однако весной 1864 года четверо учеников Глейра временно переехали в лес Фонтенбло, где посвятили себя живописи непосредственно с натуры. Лес Фонтенбло ранее привлекал других художников, среди которых Теодор Руссо и Жан-Франсуа Милле, которые настаивали на том, что искусство представляет реальность повседневной жизни, хотя они еще не полностью отказались от ограничений, налагаемых традиционным обучением.
В 1863 году Эдуард Мане сделал гораздо более смелый шаг: е го картина «Dejeuner sur l’herbe» («Завтрак на траве») вызвала бурный скандал, поскольку ее сюжет и техника подчеркивали преобладание наблюдения современной реальности над повторением традиционного идеала. Смелость Мане сделала его в глазах этих молодых художников лидером нового движения.
Созрели условия для рождения нового живописного языка, и импрессионизм, ворвавшийся на сцену, приобрел дурную славу с первой импрессионистской выставкой 1874 года, состоявшейся независимо от официального Салона. Потребовалось 10 лет, чтобы движение обрело свою окончательную форму, свое независимое видение и свою уникальную восприимчивость. Но можно указать на 1874 год как на год начала движения, которое впоследствии породило современное искусство.
Работа Ренуара является прекрасной иллюстрацией этого нового подхода в мышлении и технике. Используя маленькие разноцветные штрихи, он вызывал вибрацию атмосферы, искрящийся эффект листвы и особенно свечение кожи молодой женщины на открытом воздухе. Ренуар и его спутники упорно стремились создавать картины, наполненные светом, из которых черный цвет был исключен, но их поиски привели ко многим разочарованиям: их картины, столь расходящиеся с традиционными формулами, часто отвергались жюри Салона и были чрезвычайно трудны для продажи.
Несмотря на продолжающуюся критику, некоторые импрессионисты стали известны как среди искусствоведов, так и среди непрофессионалов. Ренуар, из-за своего увлечения человеческой фигурой, выделялся среди других, которые больше интересовались пейзажем. Таким образом, он получил несколько заказов на портреты и был представлен, благодаря издателю Жоржу Шарпантье, обществу высшего среднего класса, от которого он получал заказы на портреты, особенно женщин и детей.
Ренуар овладел способностью передавать свои непосредственные визуальные впечатления, и его картины демонстрировали большую жизненную силу, подчеркивая радости жизни, несмотря на финансовые заботы, которые его беспокоили. Некоторые из его шедевров относятся к этому периоду: «Ложа» (1874г.; «Театральная ложа»), «Мулен де ла галет» (1876), «Обед на лодочной вечеринке» (1881) и «Мадам Шарпантье и ее дети» (1878). Шарпантье организовал персональную экспозицию работ Ренуара в 1879 году в галерее La Vie Moderne.
Отказ от импрессионизма
Цветы в вазе и бокал шампанского / Flowers in a Vase and a Glass of Champagne. 1890г. Пьер-Огюст Ренуар
В 1881 и 1882 годах Ренуар совершил несколько поездок в Алжир, Италию и Прованс, и они в конечном итоге оказали значительное влияние на его искусство и на его жизнь. Он убедился, что систематического использования импрессионистической техники ему уже недостаточно и что небольшие мазки контрастных цветов, расположенные рядом, не позволяют ему передать атласные эффекты кожи. Он также обнаружил, что черный цвет не заслуживает того порицания, которое ему оказывают его товарищи, и что в некоторых случаях он оказывает поразительный эффект и придает большую интенсивность другим цветам.
Во время своего путешествия в Италию он открыл для себя Рафаэля и отличительные черты классицизма: красоту рисунка, чистоту четкой линии, определяющей форму, и выразительную силу гладкой живописи, когда она используется для повышения гибкости и моделирования тела. В это же время он случайно прочитал «Il libro dell’arte» (1437г.; Трактат о живописи) Ченнино Ченнини, который укрепил его новые идеи. Все эти откровения были настолько сильными и неожиданными, что спровоцировали кризис, и у него возникло искушение порвать с импрессионизмом, в котором он уже начал сомневаться. Он чувствовал, что до сих пор ошибался, преследуя эфемерное в искусстве.
Большинство его работ, выполненных с 1883 по 1884 год, настолько отмечены новой дисциплиной, что историки искусства сгруппировали их под названием «период Энгра» (чтобы обозначить их смутное сходство с техникой Дж.-А.-Д. Энгра) или «суровый» или «сухой» период. Однако эксперименты Ренуара с импрессионизмом не пропали даром, потому что он сохранил яркую палитру. Тем не менее, в картинах этого периода, таких как «Зонтики» (около 1883 года) и многие изображения купальщиков, Ренуар подчеркивал объем, форму, контуры и линию, а не цвет и мазок кисти.
Его сильная реакция против импрессионизма продолжалась примерно до 1890 года. За эти годы он совершил несколько поездок в южную Францию: Экс-ан-Прованс, Марсель и Мартиг. Природа этого залитого солнцем региона еще больше способствовала его отделению от импрессионизма, который для него ассоциировался с пейзажами долины Сены. Южная Франция предлагала ему сцены, полные красок и чувственности. В то же время кажущаяся радостной непосредственность природы вызвала у него желание отойти от своей новообретенной приверженности диктату классицизма. Находясь на юге Франции, он вновь обрел инстинктивную свежесть своего искусства; он рисовал женщин в бане с тем же целебным цветением, которое он придавал букетам цветов.
Его финансовое положение заметно улучшилось; в 1890 году он женился на Алине Чариго (некоторые источники называют 1881 год), и выставка, организованная для него в 1892 году дилером Полем Дюран-Рюэлем, имела большой успех. Будущее Ренуара было обеспечено, и его работа того периода отражала его новую безопасность, а также его уверенность в будущем.
Более поздние годы
Натюрморт / Still Life. 1906г. Пьер-Огюст Ренуар
Ренуар перенес свой первый приступ ревматизма в 1894 году, и по мере того, как приступы становились все более частыми, он проводил все больше и больше времени на юге Франции, где климат был лучше для его здоровья. Около 1899 года он нашел убежище в маленькой деревушке Кань; в 1907 году поселился там навсегда, купив поместье Ле Коллет, где провел остаток своей жизни. В 1910 году он уже не мог ходить. Хотя его немощь становилась все более и более сдерживающей, Ренуар никогда не переставал рисовать; когда его пальцы перестали быть гибкими, он продолжил, привязав кисть к руке.
Несмотря на свое несчастье, картины Ренуара в этот период все еще воплощали жизнерадостное отношение к жизни. Его темы стали более личными и интимными, сосредоточившись на портретах его жены, его детей и Габриэль, его горничной, которая часто также позировала для его обнаженных картин. Его натюрморты были составлены из цветов и фруктов из его собственного сада, а пейзажи были теми, что окружали его. Особенно обнаженная натура отражает безмятежность, которую он нашел в своей работе.
Примеры этого периода включают «Семью художника» (1896) и «Спящего купальщика» (1897). Он попытался воплотить свое восхищение женской формой в скульптуре с помощью молодого Ричарда Гуино. Поскольку Ренуар больше не мог сам заниматься скульптурой, примерно в 1913 году Гуино стал искусным инструментом, который охотно следовал его указаниям. Он уступил перед личностью Ренуара и преуспел так хорошо, что работы обладают всеми качествами стиля Ренуара.
Жена Ренуара умерла в 1915 году, вернувшись из Жерармера, куда она ездила навестить их сына Жана, который был серьезно ранен на войне и который впоследствии стал известным режиссером. Ренуар пережил свою жену на четыре года. За несколько месяцев до своей смерти он смог съездить в Париж, чтобы увидеть свой «Портрет мадам Жорж Шарпантье» (1876-77), который недавно был приобретен государством. В тот раз несколько друзей в последний раз прокатили его по Лувру, чтобы посмотреть шедевры, которые он почитал на протяжении всей своей жизни.
R. C., E. B.