Почему так важно видеть женщин способными ... на ужасные злодеяния (статьи)

мини
Итальянская художница Артемисия Джентилески, родившаяся в 1593 году, стала первой женщиной, добившейся успеха в профессии, в которой долгое время доминировали мужчины.

Одним из самых ярких аспектов ее творчества является то, как она рисует женщин. Ее современники-мужчины, как правило, изображали женщин как пассивных жертв или робких актеров. Женщины Артемизии, с одной стороны, защищают себя, с другой замышляют и наслаждаются насилием.

Когда итальянский художник Караваджо писал библейскую сцену обезглавливания Юдифью Олоферна, он изобразил Юдифь такой же расстерянной – даже брезгливой – когда она обезглавливает Олоферна.
 
Юдифь отрезает голову Олоферна. Караваджо. Galleria Nazionale d'Arte Antica

Но в переводе Артемизии “Юдифь обезглавливает Олоферна” Артемизия рисует решительную Юдифь, убивающую ассирийского полководца. Жестокий и кровавый акт происходит с помощью женщины-сообщницы Юдифь, которая прижимает Олоферна.

В книге “Женщины как военные преступники: Гендер, свобода воли и справедливость” оформители выбрали для обложки изображение Юдифи Артемизией, потому что картина показывает, что женщины, как и мужчины, способны совершать насилие и подстрекать к геноциду.

Однако спустя четыре столетия после того, как Артемизия написала Юдифь, гендерные стереотипы и устаревшие представления о женщинах как о мирных и невинных препятствуют тому, чтобы женщин считали достойными порицания.

Это важно, потому что если с женщинами обращаются как с менее способными в одном отношении – даже в том, которое связано с ужасными зверствами, – это может распространиться и на другие сферы.

Женщины военные преступники гуляют на свободе


Международные суды, военные суды и национальные системы уголовного правосудия часто игнорируют или преуменьшают акты насилия в отношении женщин.

Возьмем Нюрнбергский процесс, серию международных военных трибуналов, которые преследовали нацистских военных преступников. Многие нацистские женщины избежали суда и наказания за свою роль в Холокосте, потому что прокуроры сосредоточились на высокопоставленных нацистских лидерах, освобождая тех, кто обычно занимал должности женщин, таких как секретари и клерки.

Десятилетия спустя международные трибуналы Организации Объединенных Наций, расследовавшие зверства, совершенные в Руанде и Югославии в 1990-е годы, привлекли к ответственности в каждом случае только одну женщину.

Международные трибуналы не обращают внимания на женщин, несмотря на их причастность к совершению насилия, поскольку они редко занимают должности, позволяющие командовать другими. Тем не менее руандийские женщины участвовали в убийствах взрослых и детей, открывали тайники отрядам убийц и отказывались кормить беженцев. Некоторые из тысяч женщин, служивших в воинских частях по всей бывшей Югославии, участвовали в этнических чистках, совершая внесудебные казни и акты пыток.

Тот же двойной стандарт господствует и в 21 веке. Единственной женщиной, которой было предъявлено обвинение за 20-летнюю историю Международного уголовного суда, является Симона Гбагбо, бывшая первая леди Кот-д'Ивуара.

Гбагбо была обвинена в 2012 году по четырем пунктам обвинения в преступлениях против человечности, сексуальном насилии и преследовании за ее роль в насилии, последовавшем за поражением ее мужа на выборах 2011 года. В 2015 году она была признана виновной в подрыве безопасности государства и приговорена ивуарийским судом к 20 годам тюремного заключения. Позже она была оправдана за преступления против человечности и в 2018 году получила президентское помилование. В конечном счете она так и не предстала перед Международным уголовным судом.
 
Крупный план Симоны Гбагбо 

Симона Гбагбо так и не предстала перед Международным уголовным судом.
 

Стратегии уклонения от обвинений


Когда женщины предстают перед судом, некоторые из них используют гендерную стратегию в попытке добиться благоприятного отношения.

Некоторые, например, утверждают, что их заставили это сделать мужчины. Несмотря на свой политический ранг, Биляна Плавшич, бывший сопредседатель Республики Сербской в Боснии, утверждала во время суда, что ею манипулировали мужчины, занимавшие аналогичные руководящие посты.
 

Менее известные женщины использовали подобные аргументы.


Саманта Эльхассани, американка, приговоренная к 6 с половиной годам тюремного заключения за пособничество "Исламскому государству", добилась смягчения приговора, утверждая, что ее муж, который был убит, сражаясь за эту группировку, ввел ее в заблуждение и надругался над ней.

Точно так же команда защиты Линни Ингленд, которая была предана военному суду и приговорена армией США к трем годам тюремного заключения после того, как она позировала на печально известных фотографиях жестокого обращения в тюрьме Абу-Грейб в Ираке, утверждала, что она просто следовала примеру своего бойфренда.

Исследования также показали, что, когда женщины признают себя виновными или проявляют раскаяние, они с большей вероятностью увидят смягчение обвинений и приговоров, особенно если их поведение контрастирует с вызывающим поведением подсудимых-мужчин.

Например, после того как Плавшич признала себя виновной по одному пункту обвинения в преследовании по политическим, расовым и религиозным мотивам, обвинение сняло остальные восемь обвинений, включая геноцид. Напротив, Радован Караджич, занимавший пост сопредседателя вместе с Плавшичем, не признал себя виновным по всем предъявленным ему обвинениям. Он получил 40-летний срок, который был увеличен до пожизненного заключения по апелляции.
 
Судебный чиновник стоит рядом с Биляной Плавшич во время ее судебного процесса в Гааге.

После того как Биляна Плавшич признала себя виновной, утверждая, что ею манипулировали, она получила легкий приговор.
 

Ликвидация пробелов


Сторонники реформы уголовного правосудия утверждают, что общества во всем мире – и Соединенные Штаты в частности – выиграли бы от более легких приговоров и менее карательных систем уголовного правосудия.

Таким образом, правосудие предполагает не более суровые наказания для женщин, а, скорее, меньшее неравенство в обращении с мужчинами и женщинами.

Тот факт, что женщины могут играть двойную роль угнетателя и угнетаемого, - это реальность, которая до сих пор полностью не понята. Тем не менее 400 лет назад Артемизия умело изображала женщин как жертв и жертвоприношений. Непреклонная в своих способностях, она однажды сказала одному из своих клиентов: “Я покажу вам, на что способна женщина.”

Столетия спустя ее слова звучат так же громко. Хотя Артемизия была популярна в свое время, искусствоведы склонны не замечать ее вклада в канон. Больше нет. Этой зимой Национальная галерея в Лондоне наконец-то посвятила полномасштабную выставку этому мастеру барокко.

Ее работы отражают, что женское общество - это обоюдоострый меч. Женщины способны не только на достижения, но и на разврат.

Если понравилось

Поделитесь своим мнением: