Подделки - это не шутка

Дулвичская картинная галерея заказала дешевую копию картины старого мастера в Китае и втискивает ее в свой набор шедевров, не сообщая нам, какой именно.

Это упражнение поднимает часто озвучиваемые выводы о том, что все мы (эксперты, не исключенные) легко обманываемся подделками и что наши галереи являются домом для многих работ, которые не являются тем, за что они себя выдают. Неужели эксперты и широкая общественность одурачены? Этот вопрос вышел на первый план в мире искусства в свете недавней серии громких дел. 

 Заметным среди них является случай Вольфганга Бельтраки, который написал большое количество подделок картин художников начала 20-го века, включая Макса Эрнста, Фернана Леже и ряда немецких экспрессионистов. Они появлялись на рынках с фальшивыми провенансами из якобы выдающихся коллекций его предков. В 2011 году он был заключен в тюрьму на четыре года. Это кажется маловато для такого крупного мошенничества. Видеть, как обманывают экспертов, доставляет немало удовольствия, не в последнюю очередь потому, что хорошо прокалывать надменные пузыри самопровозглашенных знатоков. Когда эксперты являются кураторами в одном из наших крупнейших музеев и галерей, мы наслаждаемся дополнительной степенью дрожи.

 
Немецкий художник-фальсификатор Вольфганг Бельтраки. EPA/Оливер Берг 

 Мы слышали зловещие оценки количества подделок в публичных коллекциях. В прошлом году "Индепендент" опубликовала статью под названием "Большой вопрос: сколько картин в наших публичных музеях являются подделками?". В нем Майкл Гловер заявил: 

 По разумным оценкам, по крайней мере 20% картин, хранящихся в наших крупнейших музеях, некоторые из которых висят на стенах, а многие - в хранилищах, больше не будут приписываться одному и тому же художнику через 100 лет. 

 Читатель может подумать, что 20% - это подделки, но это не то, что утверждается. То, что атрибуция картины изменена, скажем, с “Рембрандта” на “последователя Рембрандта”, не означает, что это подделка. Студийная практика и раннее копирование редко включали в себя явную подделку. И 20% изменений в атрибуции – в основном незначительные – вероятно, слишком высоки, но не полностью невозможны. 

Советы фальсификаторам


Таким образом, количество откровенных и непризнанных подделок в крупных коллекциях старых мастеров, вероятно, будет низким, не в последнюю очередь с учетом батареи научных тестов, которые мы можем теперь бросить на них. Хотя было бы неразумно утверждать, что современная подделка сложной, многослойной картины старого мастера будет определенно разоблачена, это, вероятно, не стоит усилий фальсификатора, пытающегося обойти тесты. Если вы начинающий фальсификатор, гораздо лучше "переключиться" на более современные картины.  
Большое количество недавних подделок русского искусства 20-го века помогает нам понять, почему. Цены растут по мере того, как на рынок выходят богатые российские покупатели. Используемые пигменты и опоры не так уж отличаются от тех, что доступны сегодня, краска наносится непосредственно и часто быстро, без сложных подслоев. Там меньше бумажного следа, так как в советское время было потеряно много документации. А опыт историков и коллекционеров в этой конкретной области, как правило, невелик. 

Слишком легко сказать, что любой может легко нарисовать Черный квадрат Малевича, который приобрел патину времени и тонкий кракелюр, но тонкая и просто построенная картина, безусловно, намного легче, чем Вермеер. Если вы хотите подделать старого мастера, рекомендация - начните с рисунков. Нетрудно достать старую бумагу и переделать старые чертежные материалы, такие как железо-желчные чернила. И выбирайте тот тип рисунка, который меньше всего опирается на стилистический “почерк”художника.

Сделано в Китае. Галерея Далвича

Перехитрить "Леонардо"


Наша способность судить на глаз очень податлива стереотипам. В соавторстве с нейробиологами мы провели исследование, которое показывает, как по-разному мы реагируем, когда нам говорят, что “Рембрандт” реален или самозванец. Поэтому нам нужна вся помощь, которую мы можем получить от документации, происхождения, подтверждающих исторических свидетельств и науки. То, что мы до сих пор позорно плохо делаем, - это знаем, как придавать должное значение различным видам доказательств.

Пока эта ситуация сохраняется, фальсификаторам может сойти с рук больше, чем они должны. Это имеет значение. Подделка - это ложь, а не игра, какой бы приятной и внешне убедительной она ни была. И хотя реплика на выставке, строго говоря, не будет подделкой (студии обычно немного меняют размер по сравнению с оригиналами), мы будем явно нервничать, когда приедём в Далвич в следующий раз.

Если понравилось

Поделитесь своим мнением: