Пластический образ времени

Пластический образ времени

Выставкой “Вера Матюх. Пластический образ времени“ Малый зал Центрального выставочного зала “Манеж“ продолжает и, к сожалению, завершает цикл экспозиций “Мастера петербургского эстампа“. Знаменательно, что на последней выставке цикла зрители могут познакомиться с творчеством замечательного художника, ставшего одним из самых ярких представителей ленинградской школы графики – Веры Федоровны Матюх.

В.Ф. Матюх (1910–2003) родилась в Берлине в семье политэмигранта, в 1923 году вместе с родителями переехала в СССР. Училась в харьковской художественной школе, затем в Харьковском художественном институте (1926–1931). В 1931 году приехала в Ленинград и навсегда связала свою жизнь с городом на Неве. Здесь Вера Матюх попадает в самую гущу активной художественной жизни, в окружение представителей различных направлений еще не объединенных в творческие союзы с нормативной идеологией.

Молодая художница сотрудничает с различными издательствами, иллюстрирует книги, работает в журналах “Чиж“ и “Еж“. В молодёжном объединении работает под руководством Н. Тырсы, занимается литографией под руководством Г. Верейского и офортом с Е. Кругликовой. В это же время она знакомится с П. Кондратьевым, который вводит ее в круг учеников К. Малевича – Л. Юдина и К. Рождественского. При этом, следует отметить, что В.Ф. Матюх нельзя признать ученицей или последователем ни одного из перечисленных мастеров. Ей, и как человеку и как художнику, в равной степени были свойственны и умение видеть, слышать, впитывать все новое, и творческая независимость, позволяющая по-своему интерпретировать заветы старших товарищей по искусству.

С середины 1930-х годов В. Матюх приходит в Литографскую мастерскую Союза Художников, которая стала впоследствии центром притяжения лучших сил ленинградской графики. Здесь она работает вместе с А. Ведерниковым, В. Конашевичем, Ю. Васнецовым, Г. Неменовой, Ю. Сырневым. Именно в литографии вырабатывается неповторимый стиль В. Матюх, в котором изображение конкретных персонажей, казалось бы, обыденных ситуаций поднимается до высокого обобщения, превращается в некий знак, символ.
На выставке представлено около сорока литографий из собрания семьи художника и из частной коллекции, многие из которых экспонируются впервые. Эти листы дают возможность не только проследить эволюцию мастера на протяжении нескольких десятилетий, но и почувствовать насколько современными остаются они и в наши дни, хотя каждый из них несет частицу своего времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *