"Искусство пастели". Графика XVIII – начала ХХ века из фондов Третьяковской галереи 1

«Искусство пастели». Графика XVIII – начала ХХ века из фондов Третьяковской галереи

Искусство пастели
Традиционная сменная экспозиция из фондов графики на этот раз реконструирует вызвавшую большой интерес у публики выставку 2004 года, посвященную искусству пастели, самой хрупкой и изысканной из графических техник. Сохранность «сыпучих» пастельных произведений не позволяет их часто и продолжительно экспонировать. Поэтому выставка пастели – всегда значительное событие.

Выставка открыта с 19 декабря 2013 по 18 мая 2014
Адрес : Третьяковская галерея (Главное здание), Москва, Лаврушинский пер., д. 10 залы графики 49–54
В собрании Третьяковской галереи хранится около 800 пастелей, некоторые из них были приобретены еще П.М. Третьяковым. На выставке представлено около 150 наиболее интересных произведений, отражающих разные жанры, формальные художественные приемы, смены вкусов и направлений.
Любимая художниками разных эпох, пастель получила наибольшее распространение в XVIII столетии. Именно тогда, во второй половине века, эта техника появилась в России. Первыми известными нам пастелистами были иностранные мастера – Г.-Ф.Шмидт, В.Эриксен, И.-Г.Шмидт, И.Барду и их младший современник К.Барду. В созданных ими портретах перед зрителями предстают живые человеческие лица – и знаменитые, и безвестные. Одно из лучших произведений этого раздела – «Портрета неизвестной» С.Яснопольского. Образный строй, серебристо-жемчужная пастельная гамма этой работы перекликаются с произведениями Ф.С.Рокотова.
В эпоху романтизма пастель становится любимой техникой многих мастеров, органично включающих ее в ткань рисунка. Интенсивность цвета пастели придает особое эмоциональное звучание карандашным портретам О.А.Кипренского. Быстрые штрихи итальянского карандаша сочетаются со вспышками цвета сочной пастели в динамичных рисунках А.О.Орловского. Выполненные в технике пастели портреты А.Г.Венецианова построены на мягком перетекании штрихов, тонкой гармонии цветовых отношений. Владение изысканными возможностями пастели позволяет художнику преобразить обыденную натуру в высокую поэзию.
В 50–60-х годах XIX века, по мере того, как русские мастера все глубже погружались в проблемы общественной жизни, а в искусстве главенствующее место завоевывал критический реализм, многоцветная пастель встречалась все реже. Утонченное искусство пастели предшествующих эпох сменил более демократичный монохромный рисунок соусом (портреты И.Н.Крамского). Второе рождение пастель переживает в конце XIX века. Существенно расширяется тематика исполненных в этой технике работ, отчетливо обнаруживается многообразие индивидуальных манер обращающихся к ней художников.
В традиции салонно-академического искусства исполнены необычайно популярные среди современников работы К.Е.Маковского. В «цветописи» И.И.Левитана объединялись живописные и рисуночные начала этой техники. В.А.Серов относился к пастели, в первую очередь, как к аристократическому инструменту рисования. Поиски нового стиля в рисунке приводят его пастель к «элегантному графизму».
В.Э.Борисов-Мусатов, сочетая пастель с акварелью, гуашью и даже маслом, достигал необычайной изощренности фактуры, создавал эффект подвижной вибрирующей красочной среды. Сама техника пастели получала у художника символическое истолкование, помогая уловить образы давно минувшей эпохи.
Обращение М.А.Врубеля к пастели было кратким – в этой технике исполнены его последние, большей частью незавершенные произведения. Фигуры портретируемых как бы проступают из темного марева фона, изображение складывается из отдельных ярких штрихов и пятен.
Увлечение пастелью в кругу художников «Мира искусства» рассматривалось в русле возрождения забытых техник. Элементы стилизации и даже имитации манеры старых мастеров присущи работам А.Н.Бенуа, К.А.Сомова, З.Е.Серебряковой. У М.В.Добужинского эфемерность, хрупкость техники пастели воплощали поэтическую метафору Петербурга XX века.
Использование декоративных возможностей пастели, маэстрия «рисования цветом» – намеренно открытый, откровенный штрих, причудливый узор линий,– отличали работы Н.Н.Сапунова, Н.К.Рериха. Выставка демонстрирует богатейшие возможности техники пастели и пути ее развития в русском искусстве от момента ее появления в XVIII веке до эпохи расцвета в начале ХХ столетия.

Информация предоставлена пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *