О тебе, моя Африка, шёпотом
В небесах говорят серафимы.
Пустые глазницы масок, сосуды, хранящие прах предков, антропоморфные статуэтки, — всё это защитники банту – группы народов, которые живут у реки Конго. Чтобы понять африканское искусство, нужно научиться видеть в нем не просто экзотику, а считывать культурные коды. За каждой формой – бездна подробностей о том, зачем все это нужно и как работает. Например, представлены реликварии конца XIX века, сделанные из меди и латуни: племя Мбулу нгулу верило: блеск металла отпугивает злых духов. Посреди одного из залов – саркофаг. Это единственный экземпляр, такого больше нет ни в одной коллекции мира.
Наталья Кортунова, хранитель выставки, старший научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX — XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина: «До наших дней он дошел потому, что не использовался по назначению. Хранился в семье человека, которому он предназначался. Скорей всего человек был рыбаком. О чем говорит форма – напоминает лодку. В верхней части – плавник, здесь же — несколько атрибутов ловли – изображение лодки, весла».
Из парижского Музея Бранли на Волхонку привезли двести предметов с территории шести стран Африки. Жители тропических лесов носили маски в форме сердца — грубые и простые. А вот в Саванне маски были более изящными. Вместо предметов культа — объекты светского искусства. В Саванне особую роль играла женщина.
Франсуа Нейт, куратор выставочного проекта: «Считалось, что женщина соединяет землю с небосводом, и является связующим звеном между людьми и потусторонними силами. Ее образ изображали на наконечниках стрел, амулетах, расческах и вот на таких табуретках, на которых сидел вождь».
Воспринятое поначалу европейцами, как «страшное, дьявольское», африканское искусство уже в начале XX века стало высоко цениться в западной культуре. Модернисты вроде Пикассо, Дерена, Гогена, Джакометти вдохновлялись африканской пластикой. Считается, что именно эта культура подарила миру кубизм.
Священные ритуалы инициации, поклонение духам предков – все это есть и в Африке сегодняшней. Об этом — фотовыставка в ЦДХ. Работа «Красота изначальная» — об одном из древнейших обычаев Черного континента. После свадьбы женщины племени Сури носит в нижней губе глиняные тарелки – дэби. Чем крупнее тарелка, тем большим уважением женщина пользуется в племени.
Бой на палках – это не драка. С детства мальчиков готовят к этому обряду старейшие племени. Удары должны быть жестокими – только так можно воспитать в себе мужество. Но сейчас некоторые представители банту отказываются соблюдать древние ритуалы. На выставке показывают фильм — «Кровь и молоко» — о противостоянии вековых традиций и цивилизации.
«Есть мнение, что все эти племена исчезнут очень скоро. Мы снимаем последних. Любая попытка цивилизовать их обречена на гибель», — говорит фотограф Александр Холопов.
К посетителям африканские племена уже давно привыкли. Некоторые даже устроили «туристический бизнес». К примеру, жители долины реки Ома – одни из самых недружелюбных – составили прейскурант на снимки. Племена Самбуру, Кара и Масаи легко идут на контакт. Фотографа Ольгу Мичи даже посвятили в Масаи и дали имя Суллам. В ответ она их пригласила в Москву, где Масаи посетили Славянский Кремль и даже искупались в русской бане.
«Когда они приехали, то увидели настоящего бородатого русского мужика, который вышел по пояс раздетый и облился ледяной водой, прыгнул в снег. Ребята развернулись и убежали в разные стороны», — рассказывает Ольга Мичи.
Цивилизация неизбежно наступает на дикие племена Африки. Многие жители Саванны уже ходят в футболочках и китайских рубашках. Возможно, скоро попробуют газировку и фаст-фуд. Единственный выход, по мнению фотографов, изолировать их на их земле, чтобы они жили своим счастьем и своим горем, своими ритуалами, и своими песнями.
источник: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/152117/