Как мы использовали ускоритель частиц, чтобы найти скрытое лицо в портрете женщины Дега
Картина Эдгара Дега «Portrait of a woman» (Портрет женщины) — загадочное произведение. Когда она была приобретена Национальной галереей Виктории в 1937 году, она вызывала смешанные впечатления.
Некоторые комментировали, что он демонстрирует отличительные черты стиля французского художника примерно в 1870-х годах, другие критиковали его коричневые оттенки и очевидную обесцвеченность на лице женщины.
Более ранние попытки раскрыть портрет под ним не выявили особых деталей. Национальная галерея Виктории
В то время они еще не знали, что картина хранила тайну: там был еще один портрет женщины, перевернутый, лежащий прямо под поверхностью. Некоторое обесцвечивание было вызвано тем, что другая призрачная фигура «истекала кровью».
Похоже, что Дега отказался от этой более ранней работы и перепрофилировал холст для более нового портрета. Но когда он написал первую женщину? Кто был моделью?
Таким образом, начались поиски, чтобы раскрыть женщину, скрытую под верхним слоем, не потревожив сам портрет. Рентгеновские снимки показали немного больше деталей, открыв слабые очертания молодой женщины, нарисованной, возможно, только незадолго до того, как холст был повторно использован.
Последующая инфракрасная фотография позволила предположить, что оригинальная фигура была нарисована еще в 1860 году, в то время как другие едва заметные черты намекали на более раннее творение.
И вот тут на сцену выходит австралийский синхротрон.
Ярче, чем Солнце
Как это часто бывает в современной науке, повторяющаяся задача состоит в разработке технологии, которая облегчает то, что исследователи хотят достичь. Для каждого скачка вперед в силе или скорости необходимо вспомогательное оборудование и инфраструктура, чтобы максимально использовать новые инновации.
Такова была ситуация на Австралийском синхротроне. Сразу после начала работы в 2008 году мы установили тесное сотрудничество с CSIRO и Брукхейвенской национальной лабораторией в Соединенных Штатах.
Детектор «Maia» расположен менее чем в 2 мм от поверхности картины, чтобы получить самые качественные данные
С помощью «Maia» мы получали обширные пучки от линии рентгеновской флуоресцентной микроскопии синхротрона, поскольку она доставляла свет в миллион раз ярче Солнца во множество научных образцов.
Это сотрудничество помогло нам разработать рентгеновский флуоресцентный детектор, способный работать значительно быстрее, чем любая современная технология, доступная в наше время, чтобы максимально использовать эти данные.
У нас также было захватывающее и длительное сотрудничество с Национальной галереей Виктории (NGV).
NGV имеет фантастическую коллекцию австралийского и международного искусства. Некоторые предметы коллекции оставляют без ответа вопросы, которые обычные аналитические методы не в состоянии разрешить, например, «Портрет женщины» Дега.
Это сотрудничество оказалось весьма успешным, и новая технология, разработанная CSIRO и Брукхейвенской национальной лабораторией в Соединенных Штатах, получившая название детектора «Maia», открыла инновационные исследования, которые ранее были невозможны.
До детектора «Maia» мы были ограничены в получении небольших изображений образца – таких как лист, содержащий следы металлов, электроды, используемые в медицинских имплантатах, или скрытые слои в картине, – которые содержали довольно ограниченное количество пикселей, мешая нам видеть всю картину.
С помощью нового детектора «Maia» это препятствие было преодолено. Теперь мы можем регулярно получать элементарные изображения, состоящие из миллионов пикселей на больших площадях, всего за час или около того.
Выявление
С технологией, доступной на Австралийском синхротроне, мы полагали, что нам удастся увидеть скрытый портрет, подвергая небольшие области радиации всего лишь на долю секунды. И, что немаловажно, мы могли бы сделать это, не повредив произведения искусства.
После нескольких месяцев планирования картина прибыла из NGV рано утром, и мы закрепили ее в специальном креплении, с детектором всего в 2 мм над поверхностью картины. Мы установили координаты области для сканирования, чтобы захватить как можно больше скрытого портрета.
После некоторой тонкой настройки рентгеновского луча мы запустили сканирование, которое заняло бы около 33 часов, давая отдельные изображения с разрешением более 31 мегапикселя, что выходит за пределы разрешения большинства современных лучших цифровых камер.
Намеренно применяя неверные цвета к элементам, можно было выделить области живописи и изучить художественную технику. Дэвид Терроугуд
Мы смогли сделать первоначальный анализ присутствующих элементов и загрузить его в компьютер, чтобы получить изображение картины в реальном времени по мере сбора данных.
Было невероятно волнующе видеть, как на мониторе компьютера появляется изображение и пиксель за пикселем раскрывается скрытый под ним портрет.
Основываясь на нашем анализе и сравнении с другими работами Дега, мы предполагаем, что скрытый портрет принадлежит модели Эмме Добиньи.
Мы знаем, что Дега писал Эмму и в другие времена, например, знаменитый портрет 1869 года, названный в ее честь.
Мы надеемся, что эти данные дадут историкам искусства больше информации о Дега и эволюции его творчества. И мы надеемся, что плодотворное сотрудничество с NGV и CSIRO продлится еще много лет.
NGV