Романское искусство

Расширение монашества было главной движущей силой беспрецедентной художественной и культурной деятельности XI-XII веков. Были основаны новые ордена, такие как Цистерцианский, Клюнийский и Картезианский, а также монастыри по всей Европе. В начале XI века Бургундский историк Радульфус Глабер описал «белую мантию церквей, возвышающуюся над «всей землей».

Стимулируемый экономическим процветанием, относительной политической стабильностью и ростом населения, этот строительный бум продолжался в течение следующих двух столетий. Каменные церкви неизвестных доселе размеров возводились для размещения все большего числа священников и монахов, а также все возрастающих толп паломников, приходивших поклониться мощам святых (Сент-Фуа в конке). Адаптируя план римской базилики с нефом, боковыми нефами и апсидой, эти церкви обычно имеют Трансепт, пересекающий неф, а церкви на паломнической дороге включали амбулаторию (галерею, позволяющую верующим ходить вокруг святилища) и ряд расходящихся часовен для нескольких священников, чтобы служить мессу одновременно.

Крестильная купель

Крестильная купель

Впервые со времен падения Римской империи монументальная скульптура покрыла фасады церквей, дверные проемы и капители (Страшный Суд, тимпан, Болье-сюр-Дордонь; стоящий Пророк, Муассак). Монументальные двери, купели для крещения и подсвечники, часто украшенные сценами из библейской истории, были отлиты из бронзы, свидетельствуя о мастерстве металлистов. Фрески были нанесены на своды и стены церквей (искушение Христа, Сан-Бауделио де Берланга). Роскошные ткани и драгоценные предметы из золота и серебра, такие как чаши и реликварии, богатые иконы и оклады для них, производились во все большем количестве для удовлетворения потребностей литургии и культа святых. Традиция украшать церкви сохраняется и по сей день, не в последнюю очередь, благодаря таким частным мастерским, как «Палехский Иконостас» https://shop.iconostas.ru/

Новые монастыри стали хранилищами знаний: помимо Библии, богослужебных текстов и сочинений латинских и греческих Отцов Церкви, их скриптории копировали труды классических философов и теоретиков, а также латинские переводы арабских трактатов по математике и медицине. Светящиеся иллюминации часто украшали страницы этих книг, и наиболее выдающиеся из них были украшены роскошными переплетами (Обложка книги с Византийской иконой распятия).

Монастырь Сен-Гильем

Монастырь Сен-Гильем

Изучение средневекового искусства всерьез началось в десятилетия, последовавшие за иконоборчеством Французской революции. Историки искусства в начале XIX века, следуя естественным наукам в попытке классифицировать свою область исследования, ввели термин «романский», чтобы охватить западноевропейское художественное производство, особенно архитектуру, одиннадцатого и двенадцатого веков. Этот термин одновременно полезен и вводит в заблуждение.

Очевидно, что средневековые скульпторы и архитекторы южной Франции и Испании не понаслышке знали о многочисленных римских памятниках в этом регионе. Капители XII века из монастыря Сен-Гильем-Ле-Дезер, например, принять мотив листьев аканта и декоративное использование буровых отверстий, найденных на римских памятниках (секция пилястра со свитками аканта). Точно так же современная апсида из Фуэнтудуэны использует бочкообразный свод, знакомый по римской архитектуре.

Подчеркивая зависимость от римского искусства, ярлык игнорирует два других формирующих влияния на романское искусство, островной стиль Северной Европы и искусство Византии, а также не отдает должного изобретательности романского искусства. Сравнение начальной буквы V из Библии, освещенной в конце XII века в Цистерцианском монастыре Понтиньи в восточной Франции, с англосаксонской квадратной брошью VI века, иллюстрирует, как долго импульсы от островного искусства сохранялись в романском просторечии.

Как и англосаксонский ювелир, французский художник-осветитель создал роскошное поверхностное украшение, сочетающее переплетенные ленты с животными мотивами, и все же миниатюра передает большее ощущение энергии. Вместо того чтобы просто заполнить пространство, переплетение имеет свой собственный ритм, усиленный смелой палитрой и ярким сочетанием цветов. Крепкие шагающие Львы вторят жизненной силе абстрактного украшения, дополнительно украшенного фолиантным орнаментом.

Богоматерь с младенцем в Величестве и Поклонение волхвов

Богоматерь с младенцем в Величестве и Поклонение волхвов

Византийское влияние, через Италию, находило отголоски в романском искусстве с конца XI века и далее. Табличка X века с распятием и поражением Гадеса показывает, что Византия сохранила некоторые черты эллинистического искусства, которые исчезли на Западе, такие как последовательное моделирование человеческого тела под драпировкой и репертуар жестов, выражающих эмоции. Эти элементы присутствуют в табличке из слоновой кости с изображением путешествия в Эммаус и ноли-Ме-Танжере, вырезанной в северной Испании в начале XII века. По сравнению с византийским скульптором, однако, романский художник пронизал свою композицию повышенным чувством драматизма, через более выразительную игру жестов и закрученных драпировок с перламутровыми границами.

Более важный, чем синтез различных влияний, романское искусство сформулировало визуальную идиому, способную выразить догматы христианской веры. Романские зодчие изобрели тимпан, на котором мог разворачиваться Страшный Суд или другие пророческие сцены, как суровую подготовку к мистическому опыту вступления в церковь. Внутри, когда они блуждали по зданию, верующие встречали другие сцены из библейской истории, на дверях, капителях и стенах (искушение Христа), и были втянуты в повествование их динамичным, прямым языком.

Жюльен Шапюи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *