Барочный Рим 1

Барочный Рим

В семнадцатом веке город Рим стал окончательным утверждением католического величия и триумфа, выраженного во всех видах искусства. Барочные архитекторы, художники и городские планировщики настолько усилили и вдохновили классические и церковные традиции города, что он стал на протяжении нескольких следующих веков признанной столицей европейского художественного мира, не только центром внимания для туристов и художников, но и водоразделом вдохновения повсюду. Западный мир — остальной мир.

Урбанизм и архитектура

Хотя Рим приобрел великолепные здания и памятники во время Ренессанса, он также пострадал от нападок богословов Реформации и вторжения армий. Несмотря на то, что здесь расположены основные центры религиозного паломничества и почтенные останки императорского Рима, система случайных улиц города препятствовала циркуляции и уменьшала влияние его памятников на зрителей (туристов). Чтобы исправить эту ситуацию, папа Сикст V (ок. 1585–90) продвинул свое видение «Рим в форме ассоциирования», то есть Рима в форме звезды. Он нанял Доменико Фонтана (1543–1607) и других планировщиков, чтобы проложить процессуальные пути, связывающие великие базилики, такие как Санта-Мария-Маджоре и Сан-Джованни в Латерано, с другими стратегическими точками; маршруты исходили как лучи звезды от фокусных площадей, отмеченных египетскими обелисками, привезенными в Рим в древние времена.

Сегодня папство контролирует только небольшую зону, известную как Ватикан, но его область в прежние времена не была так ограничена, и патронаж папы преобразовал весь город. Три энергичных папы, Урбан VIII (р. 1623–44), Иннокентий X (р. 1644–55) и Александр VII (р. 1655–67), наделили универсальные таланты Джана Лоренцо Бернини (1598–1680), Франческо Борромини (1599–1667) и Пьетро да Кортона (1596–1669) заказами, призванными монументализировать и украсить районы по всему Риму. Бернини выполнил несколько проектов в Базилике Святого Петра, центре папской власти: он создал превосходный бронзовый балдахин над главным алтарем для Городского VIII, а для Александра VII он разработал скульптурное украшение стула Петра в форме апсида (примыкающий к основному объёму пониженный выступ) и широкие круглые колоннады, обрамляющие фасад. Неподалеку Бернини спроектировал Понте-Сант-Анджело, мост через Тибр, украшенный ангелами, несущими инструменты страсти Христа, который облегчил движение между Ватиканом и важным коммерческим районом через реку.

trevi-fountain-baroque-rome

Все папы использовали официальную резиденцию в Ватикане, но они также уделили внимание своим собственным дворцам в других частях города. Иннокентий X, например, разработал «Piazza Navona», поручив Борромини разработать фасады для церкви Сант-Агнесе в Агоне и соседнего с ним дворца, и нанять Бернини для создания впечатляющего Фонтана Четырех Рек, чьи потоки воды колоссальны. Скульптура и венчающий обелиск образуют центральную часть площади. Введение фонтанов и монументальных лестниц по всему городу побудило пешеходов не только легко перемещаться с места на место, но и задерживаться в украшенных переходных пространствах. Ярким примером являются Испанская лестница, симметричная система лестничных площадок и изогнутых лестниц, которые соединяют два квартала, ранее разделенных непроходимым крутым холмом. Хотя несколько художников предложили решения этой проблемы, в 1726 году «Шаги» были окончательно построены по элегантному проекту Франческо Де Сантиса.

Строительство и отделка барочных церквей

В течение семнадцатого века церкви были расположены вдоль всех недавно прорезанных улиц Рима, а существующие здания были изменены в соответствии со стилем барокко. Борромини разработал инновационные церкви, такие как «Sant’Ivo alla Sapienza» и «San Carlo alle Quattro Fontane», в которых сложные гармонии изогнутых и прямоугольных форм создают удивительные скульптурные интерьеры. Борромини также реконструировал древнюю базилику Сан-Джованни в Латерано, включающую в себя лепку Алессандро Альгарди, позолоту и обилие цветного мрамора — материалы, щедро примененные во многих других римских интерьерах. В часовне Корнаро в церкви Санта-Мария-делла-Виттория Бернини использовал скульптуру, архитектурные элементы и скрытые источники света, чтобы превратить семейную часовню в театральное воссоздание Святой Терезы из Авилы, экстатически принимающей ангела со стрелой божественной любви. В результате нового выпуклого фасада Пьетро да Кортона для Санта-Мария-делла-Паче маленькая церковь, кажется, «набухает» и «наваливается» на площадь снаружи и манит зрителя, поворачивающего вниз по улице впереди.

Художники также приняли участие в создании интегрированной среды (un bel composto), предназначенной для повышения религиозной ауры. К 1600 году на трех знаменитых картинах, иллюстрирующих жизнь святого Матфея, Караваджо саздал свет, представленный на каждой картине, в соответствие с фактическим освещением часовни, где должны были висеть картины. В 1640-х и 1650-х годах Пьетро да Кортона украсил своды Санта-Мария-ин-Валичелла впечатляющими изображениями Троицы во славе и Успения Богородицы, в которых монументальные группы фигур, видимые снизу, изображают небесные события, как будто происходившие в зрителе, будто о это был его собственный опыт. Потолочные фрески Пьетро устанавливают стандарт для многих более поздних шедевров, включая сияющий Триумф Имени Иисуса (1676–79) в Ил Гезе, главной церкви ордена иезуитов, расписанный Джованни Баттистой Голли, и «Слава святого Игнатия» Андреа Поццо. (1691–94) в церкви Сант-Иньяцио, где кажется, что потолок открывается, чтобы показать святого, возносящегося на небеса над парящим ангелом и персонификацией.

Живопись и декоративное искусство

Концентрация желающих покровительствовать в Риме привлекала художников со всей Европы, и художники продолжали утверждать первенство техники, альтернативно основанной на рисовании (несоответствие) или раскраске (колорито). Среди художников, которых приветствовали для примирения двух подходов, был Аннибале Карраччи, родившийся в Болоньезе (1560–1609), который применял свои дары как рисовальщика и колориста к появляющемуся жанру пейзажа, а также традиционным религиозным предметам; например, его «Коронация Девы» сочетает композиционную схему, созданную Микеланджело, с тонким освещением в духе Тициана. В известной публичной дискуссии, которая, вероятно, проводилась в 1636 году, Андреа Сакки (ок. 1599–1661), чей Маркантонио Паскуалини, увенчанный Аполлоном, показывает свою зависимость от рисунка, претендовал на композиции с несколькими фигурами и чистыми контурами, в то время как Пьетро да Кортона выступил против него, выступив вместо великих сборок фигур и более свободной мазки. Влияние Сакки проявляется в работах французского художника Николя Пуссена (1594–1665), который сделал свою карьеру в Риме, рисуя сцены из библейской и классической истории; в своем «Похищении сабинянок» он использует смелые цвета, острые контуры и фигуры, полученные из греко-римской скульптуры, все это характерно для его искусства.

The Coronation of the Virgin

Обильная театральность проектов семнадцатого века в городском масштабе также оживляет меньшие образцы скульптуры и декоративного искусства. Ранний Джованни Лоренцо Бернини например, в «Bacchanal» наполняют фигуры в характерных позах скручивания. На чаше для святой воды Джованни Джардини изображена святая Мария Египетская в вогнутом серебряном панно, обрамленном лазуритом, а клавесин Микеле Тодини, который несут тритоны из позолоченного дерева, считается центром мифического музыкального состязания.

Жан Сорабелла
Независимый ученый

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *