На страницах: пристальный взгляд на то, как иконописцы во времена крестоносцев находили новые возможности в хризографии
К числу наиболее сложных и неоднозначных вопросов, которые волнуют ученых-медиевистов относится то, каким образом, и в Византийской империи с её сателлитами, и в Тоскане и в Умбрии, а также в во владениях крестоносцев – в одно и тоже время (XIII век) появилась т.н. «греческая манера».
Одним из авторитетных исследователей этого периода является Ярослав Фолда, который уже много лет изучает, как пересекались средиземноморские культуры в те далекие годы. Свою монументальную работу он назвал «Византийское искусство и итальянская живопись на дереве: икона Богоматери с Младенцем (Одигитрия) и искусство хризографии».(о взаимном влиянии Византийского и Исламского искусства можно прочитать здесь)
В этом массивном фолианте подробно рассматривается, как развивалась в тот период технология росписи икон с помощью золотых красок (хризография). На страницах: пристальный взгляд на то, как иконописцы во времена крестоносцев находили новые возможности в хризографии. Как применяли эти новшества в изображениях младенца Иисуса и Богоматери. Чем эта манера различалась в разных государствах, что было общего. Автор избегает поверхностных обобщений, фиксируя внимание на мельчайших деталях.
Сначала Фолда рассматривает примеры ранневизантийских творений, в которых применялась хризография, затем переносится во время расцвета монастыря Святой Екатерины на Синае, где также создавались иконы, отражающие культурные особенности земель на которых правили крестоносцы. Далее автор подробно рассматривает такие известные и широко обсуждаемые экспонаты Вашингтонской Национальной галереи как «Мадонна Меллона» и «Мадонна Кана».
Именно этим 2-м творениям отводиться центральное и главенствующее место в книге. Известность в кругах исследователей и почитателей искусства эти 2 иконы получили в 1912 году, когда были открыты широкой общественности. Но неразбериха с их авторством продолжается и поныне. Разные активные исследователи старались обосновать разные теории, говорили о том, что авторы – это художники из Италии, а также — мастера Византии, или крестоносцы. Также и место их создания называли разное: и Константинополь и Сиену.
Ярослав Фолда доказывает версию, что писались иконы в Константинополе на закате Латинской империи (т.е. приблизительно 1260 год), а заказчиком был некий крестоносец. Из доводов приводится то, что подобные по стилистике иконы с восседающей на престоле Богоматери в Византии не были известны. Нельзя сказать, что автор смог на 100% убедить в том, что иконописцы были родом из Италии, но все же ряд вопросов смог снять.
Так хорошо описаны особенности их элегантной византийской манеры, совмещенные с увлеченностью хризографией, а также – их преемственность от сиенской живописи. Например, верно подмечено, что выполненный в бледно-лиловых тонах хитон Мадонны Кана не свойственен византийской школе. Также автор книги рассматривает работы мастера Дуччо из Сиены. Наблюдает, как повлияли на него и крестоносцы, и творцы из Византии. Когда мы говорим о золотом веке икон, то, прежде всего, вспоминаем Сиенскую школу, Сиенский стиль иконописи.