Веками считалось, что Ренессанс зародился в Италии. Когда Джорджо Вазари, один из первых историков искусства, написал 1550 года о новой естественность в живописи в противовес средневековой чопорности, Возрождение связывают с фресками Флоренции или округлыми формами с потолка Сикстинской капеллы. Но сегодня масштабная выставка произведений нидерландца Иеронима Босха в его родном городе Гертогенбос ставит эту мысль под сомнение. Она показывает, как художник, которого обычно ассоциируют со Средневековьем, использовал приемы натуралистического стиля меньшей мере за полвека до Вазари.
Выставку, посвященную 500-й годовщине смерти Босха, готовили более десятилетия. Она стала кульминацией шести лет работы Проекта по исследованию и сохранению наследия Босха (Bosch Research and Conservation Project). В течение этого времени эксперты детально анализировали картины художника. Из 24 его полотен на выставке демонстрируют 17, а еще 19 графических работ Босха. Это делает ее крупнейшей в своем разряде на сегодняшний день. Собрать все эти произведения (часто выпрашивая их в больших и прижимистых музеев Мадрида, Нью-Йорка и Венеции) — настоящий успех для маленькой провинциальной галереи, которой не принадлежит ни одна картина художника.
Творчество Босха имеет много различных толкований. Кто-то считает, что художник принадлежал к какой сексуальной секты. Кто — то- что фантастические существа на его полотнах можно было нарисовать исключительно под психоделическими веществами. Но этот показ не отягощен необоснованными интерпретациями. Зато картины экспонируются наряду с документами: библиями, часословами и молитвенниками, которые помогают воссоздать соответствующий контекст. А комментарии сведено к минимуму. Картинам дано возможность говорить самим за себя.
Результат необыкновенный. Босх происходит из семьи, в которой было много поколений художников. Его дед, отец и трое дядьев художники. Живопись была для них механизмом, через который они понимали мир. Произведения Босха глубоко религиозные: за несколькими единичными исключениями, его картины изображают библейские сюжеты и жития святых, сцены рая, ада и всего, что есть между ними. Многие из них написаны по заказу местной церкви Св. Иоанна, где в 1487-1488 годах художник вступил в Братство Богоматери — религиозно-благотворительной организации.
Сила набожности Босха чувствуется в том, как он изображает общественный порядок на триптихе «Воз сена»: толпа людей, среди которых даже монахини, уцепился за сено из стога на телеге, которого тянут в ад полулюди-полурыбы. Или прочитывается в «Вознесении праведников», где ангелы ведут людей с распростертыми руками из чистилища на небо и торжественно подталкивают души все выше.
Но, кроме того, выставка показывает, как в своем творчестве он вдохновлялся обыденностью. Рисункам Босха, живым и полным метко зауважених деталей, свойственна особая острота. Его произведения на религиозную тематику также возникают из окружающей реальности. В «Страшном суде» орудия пыток сделано из леек, бочек, кувшинов и колоколов. В картине «Ecce Homo», которая изображает момент осуждения Христа на смерть, на заднем плане мужчина и женщина смотрят в воду с моста, забыв про все вокруг.
Эта смесь неземного и обыденного выглядит еще оригинальнее, если сравнивать Босха с другими художниками его школы. И выставка часто побуждает к таким сравнениям. Блестяще Босхове «Поклонение волхвов», одолженное у нью-йоркского Метрополитен-музея, висит рядом с одноименным произведением одного из его учеников. Картина Босха полна реалистических деталей: на стене произрастают маргаритки, на заднем плане кто-то греет руки над очагом. Если сравнить, произведение его последователя, хотя и написан позже, кажется по-средневековому закостенелым. Здесь нет таких повседневных мелочей, а перспективу возбуждено. То же самое касается одной из вариаций «Ecce Homo», созданной в Босховій мастерской. У Босха посмугований бичами Христос наклонился и истекает кровью, а его последователь изображает Христа випростаним, будто ему не больно.
Впрочем, на выставке представлены не все произведения художника. Едва ли не самая известная его картина «Сад земных наслаждений» до сих пор висит в Музее Прадо в Мадриде. Еще две работы, которые должны были приехать с Прадо, отозвали в последний момент, когда эксперты Проекта по исследованию и сохранению наследия Босха объявили, что они, скорее всего, кисти одного из последователей художника. Очень жаль. Но сама возможность полюбоваться таким количеством картин и рисунков Босха одновременно, да еще и в городе, где они появились на свет, в принципе, компенсирует все потери. Часто в его работах повторяются определенные образы. Например, совы, которых долгое время считали спутницами злых сил.
Творчество Босха поражает тем, насколько современной она остается. Он стоял «на пороге нового времени», заявляет директор Музея Северного Брабанта Шарль де Мой. Это очень скромно сказано. Пусть Босхові сцены ада и вечных мук и не имеют того духовного влияния на нынешнее преимущественно неверующее общество, как прежде, но в его картинах чувствуется напряжение, что требует внимания и воспринимается однозначно по-новому. Его персонажи — то ли святые, то ли бездумные грешники — изображены так жизненно, что их не спутаешь с персонажами других художников той эпохи. Поэтому выставка наталкивает на мысль, что Ренессанс начался с Босха полтысячелетия назад в местечке, далеком от мировых культурных трендов.
источник: https://kievsmi.net/novosti/v-mire/161533-malyar-nashix-straxov.html