Новгородская школа иконописи (ок.1100-1500)

Новгородская школа иконописи (ок.1100-1500)

Введение

Выдающийся центр христианского искусства, Новгородская школа создала между XII и XVI веками так много панно такого высокого качества, что ее продукция заслуживает того, чтобы быть причисленной к лучшим и наиболее важным в истории иконописи.

Некоторые византийские иконы, это правда, такие как Владимирская Богородица (ок.1131), могут превосходить любые, созданные новгородской школой; но есть много отдельных шедевров русского искусства, в то время как существующих византийских икон недостаточно, чтобы мы могли составить точное представление об общем стандарте, достигнутом византийскими художниками в тот или иной период.

Пока еще византийского искусства обнаруживаются, новгородской школы иконописи, следовательно, должен быть принят как самый богатый и самый плодовитый. (Пожалуйста, смотрите также: Христианское искусство византийского периода.)

Многие изделия новгородцев стоят в одном ряду с лучшей средневековой живописью итальянских примитивистов 14 века, таких как Сиенская школа живописи или совершенные образцы библейской фламандской живописи.

Иконопись 1300-1400: Духовный подход

Однако фундаментальный подход иконописца отличается от того, что мы видим на Западе, и новгородская икона начала XIV века с изображением пророка Илии ясно указывает на отношение средневековых русских художников к религиозной живописи. Для новгородских художников, стремившихся разжечь веру человека, используя его глаза как дорогу к его разуму и душе.

Таким образом, пророк изображен как человек, всецело озабоченный духовным, и икона намеренно лишена украшений и утонченностей, которые могли бы сделать ее привлекательной. Вместо этого ее интенсивность ошеломляет. Во многом ее сила обусловлена абсолютно простым, ровным ярко-красным фоном, который каким-то образом избегает грубости, который, на самом деле, выделяется, являясь отражением яркого света, озаряющего непреклонные глаза пророка.

Создание ритма

Чувство ритма, столь характерное для новгородской живописи, уже присутствовало в религиозном искусстве России XII века. Однако в Новгороде иконопись получила значительное развитие, и с тех пор она становится основополагающим элементом русской живописи.

Это особенно заметно на чрезвычайно интересной иконе, изображающей битву между новгородцами и суздальцами в 1170 году. Картина датируется первой половиной XV века и хранилась в Новгородском музее. Икона разделена по горизонтали на три части, нижняя из которых иллюстрирует столкновение двух групп рыцарей.

Молящиеся Новгородцы.1467 год
Молящиеся Новгородцы.1467 год

Здесь реализм и исторические свидетельства впервые появляются в иконописи, но они по-прежнему подвержены жесточайшей стилизации. В результате, хотя рыцари и являются подлинными людьми, участвующими в битве, они не являются индивидуальностями, и сцена сражения совершенно нереальна — и, следовательно, лишена какой-либо линейной перспективы или натурализма ракурс — во многом благодаря соответствию готическому стилю XV века, требовавшему ритма и декоративной симметрии.

Ритм на этой иконе проистекает из изгибов развевающихся вымпелов, выгнутых шей всадников, наклоненных голов и шлемов в форме луковицы, а также из их округлых щитов, контрастирующих с прямолинейными копьями, поднятым оружием и нацеленными стрелами.

Эта темперная икона — практически единственный сохранившийся образец средневековой русской декоративной композиции, в отличие от традиционной византийской, но это настолько совершенное произведение, что трудно поверить, что в свое время она была столь же уникальна, как и сейчас. Интересно сравнить ее с практически современным батальным произведением Раннего Возрождения — Битвой при Сан-Романо (1438-55) Паоло Уччелло.

Последняя картина показывает нам итальянского художника, поглощенного природой, первая — анонимного русского, поглощенного линейными эффектами; там, где Уччелло намеревался передать движение отдельными жестами и действиями, иконописец пытался выразить это ритмической композицией и группировкой.

В то время как итальянцы стремились к портретной живописи, русские, работающие в византийской традиции, рассматривали человеческий облик как символ рыцарства и праведности. И все же, несмотря на то, что каждый из художников исходил из таких разных точек зрения, каждый добился очень схожих результатов, поскольку оба передают почти одинаковое ясное и определенное впечатление о великолепии средневекового рыцарства и военных действий, и оба, подчиняя реализм живописному, представляют собой ценное свидетельство того значения, которое Европа XV века, будь то католическая или православная, западная или Восточная, придавала декоративному искусству. Важность, которая в случае Западной Европы объясняет популярность международного готического стиля.

Величайшие представители Новгородской школы иконописи

Богатство и разнообразие новгородской живописи безгранично, но практически все создатели этих многочисленных шедевров остались анонимными, и имена только трех величайших Старых мастеров выделяются среди любителей русского искусства как синонимы. В России, как и на Западе, практически все представители средневекового христианского искусства были монахами, которые трудились во славу Бога и своего монастыря, а не ради личной известности.

Эти средневековые художники редко подписывали свои панно, и трое мужчин, чьи имена известны по всей России, не стали исключением из этой практики, но они были художниками столь выдающихся достоинств, что их гений принес им известность в свое время и в наши дни. Более подробную информацию смотрите:

Преображение. Феофан Грек
Преображение. Феофан Грек

российский Эль Греко. Сохранились лишь фрагменты его религиозной настенной живописи и горстка икон. Его подход может отдавать утонченностью Константинополя, но его мастерство определенно принадлежит великому мастеру, и его дух в высшей степени русский. Помимо того, что Феофана подарила России несколько своих лучших картин, она занимает важное место в истории русского искусства как мастер Андрея Рублева.

Андрей Рублев (ок.1360-1430)
Андрей Рублев (ок.1360-1430)

величайший иконописец России, чьи работы воплощают все самое превосходное в области средневековой живописи 14 века. Часто причисляют к мастерам владимиро-суздальской школы или ранней московской школы, но его стиль уходит корнями в новгородскую традицию. Известен своим библейским панно «Икона Святой Троицы» (1411), написанным для Троице-Сергиева монастыря.

Дионисий (ок.1440-1502)
Дионисий (ок.1440-1502)

Если Рублев довольствовался старой иконографической традицией, то Дионисий был гораздо более экспериментален в своей композиции. Визит группы итальянских художников Раннего Возрождения в Москву оказал большое влияние как на его настенные росписи, так и на панно. Его лучшие фрески находятся в Ферапонтовом монастыре; его лучшие иконы — в Волоколамском монастыре. Его искусство заложило основу для будущей московской школы живописи.

Работы, отражающие стиль Новгородской школы живописи, можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях России, включая Владимиро-Суздальский музей, Новгородский музей, Музей западного и восточного искусства, Киев (также известный как Художественный музей Богдана и Варвары Ханенко) и Третьяковскую галерею.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *