Картины канадского художника Алекса Колвилла (Alex Colville) больше напоминают американских прецизионистов 1930-х годов, чем фотореализм. Его идеальные композиции основаны на множестве набросков и этюдов, которые сначала воплощаются в абстрактную геометрическую схему, а затем с натуры создаются рисунки, пропорции которых соответствуют запланированному формату.
Только после этого начинается медленный и терпеливый процесс рисования. Слой за слоем разбавленная краска наносится на загрунтованную деревянную панель, а затем матовая поверхность покрывается прозрачным лаком. Этот процесс часто может занимать месяцы.
Колвилл посвятил интенсивному изучению европейской живописи. По его словам, ему потребовалось много лет, чтобы переварить впечатления, полученные за два дня, проведенных в Лувре. Однако на него также произвели глубокое впечатление американские люминисты, и не в последнюю очередь Хоппер. Картины Колвилла являются доказательством того факта, что реализм по содержанию не обязательно должен иметь что-то общее с натурализмом, что серьезный реалист не бездумно отражает реальность, а анализирует ее.
Именно этот аналитический склад ума, убежден Колвилл, позволяет ему открывать для себя “мифы обыденности” — на берегах реки Шпрее, на морском побережье, в цирке, на спортивных мероприятиях, на лодке или шоссе, на лугу или в бассейне, в телефонная будка или спальня. Колвилл настаивает на том, что мифический аспект повседневной жизни присущ не только авторам светского ранга вроде Джеймса Джойса, но и современному художнику.
Безмолвные образы Колвилла статичны. Однако практически все они рассказывают историю в кратком, лаконичном сюжете, который не всегда имеет развязку. Основные человеческие ситуации — это как простые, так и сложные темы: одиночество, изоляция, расставание, работа, досуг, отчуждение, любовь. Единственный подсознательно драматичный, часто меланхоличный лаконизм содержания соответствует абсолютной точности формы, с помощью которой оно передано.
Как едва ли кто-либо другой из художников, Колвилл сохраняет сложный баланс между воображением и трезвым расчетом, формальным интересом и социальной ответственностью. За реалистичной поверхностью его образов скрывается сюрреализм – но сюрреализм, в котором нет и следа театральной постановки или заимствований из психоанализа, новым мифам которого Колвилл глубоко не доверяет.
Канадски художник. Alex Colville — https://alexcolville.ca/







