Определение импрессионизма: что такое импрессионизм?
По определению, импрессионизм — это авангардное художественное движение 19 века, возникшее во Франции как реакция на устоявшееся искусство Французской академии и спонсируемые правительством ежегодные выставки (салоны). Цель состояла в том, чтобы точно передать визуальные впечатления, рисуя сцены и предметы на месте, используя видимые мазки кисти для фиксации меняющихся свойств света и движения.
Сегодня это одно из самых любимых всеми направлений в искусстве, продаваемое по одним из самых высоких цен. В свое время импрессионизм считался спорным и нарушающим границы, а такие художники, как Моне, Дега и Ренуар, сторонились художественного истеблишмента, вызвав настоящий ажиотаж своим радикально новым стилем живописи.
![Импрессионизм: Движение, выступившее против Французской академии искусств 2 Клод Моне, Впечатление, Восход солнца](https://www.risunoc.com/wp-content/uploads/2024/12/1.klod-mone-vpechatlenie-voshod-solncza.jpg)
Истоки импрессионизма
Следуя примеру новаторского салона отказников 1863 года, весной 1874 года группа непризнанных французских художников, которые в то время называли себя Обществом анонимных художников и организовывали выставки, не контролируемые правящим Парижским салоном, организовала выставку в бывшей студии одного из своих друзей, известного фотографа Надара. На выставке были представлены работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Поля Сезанна, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея и Берты Моризо. Было выставлено около 200 работ, которые посмотрели около 4000 человек.
Как известно, история идет, как художественный критик Луи Леруа дал бурлит отзыв о выставке, с издевкой называя группы импрессионистов, после Моне живопись впечатление: восход солнца , который особенно высмеян критиками. “Впечатление — я был уверен в этом. Я просто говорил себе, что раз я впечатлен, то в этом должно быть какое-то впечатление … и какая свобода, какая легкость исполнения! Обои в зачаточном состоянии более закончены, чем этот морской пейзаж”, — насмешливо сказал Лерой.
Художники, однако, переняли этот термин и с тех пор стали известны как импрессионисты. Выставка вошла в историю. Впервые Париж стал свидетелем масштабной независимой выставки авангардного искусства, прямого вызова салону, историческому предмету и методам академической традиции, а также официальному миру искусства.
![Импрессионизм: Движение, выступившее против Французской академии искусств 3 Клод Моне, отражение зеленых водяных лилий](https://www.risunoc.com/wp-content/uploads/2024/12/2.klod-mone-otrazhenie-zelenyh-vodyanyh-lilij.jpg)
Ключевые идеи, лежащие в основе импрессионизма
Самое большое различие между стилем и методом импрессионистов по сравнению с искусством признанной Академии изящных искусств заключалось в том, что эти художники отошли от полностью реалистичного изображения исторических предметов. Их интересовали сцены природы и пейзажей (можно вспомнить виды гавани, морские пейзажи и впечатления от садов Моне), а также сцены городской повседневной жизни (вспомните Дега, посещающего танцевальные залы, оперные театры и балетные классы, чтобы рисовать эти повседневные сюжеты прямо здесь и сейчас, или проницательный взгляд Ренуара на парижан, ищущих досуга).
Предпочитая работать на пленэре (под открытым небом) или на месте, а не в студии, импрессионисты обнаружили, что они могут лучше передать непостоянное, постоянно меняющееся воздействие солнечного света, преходящие эффекты света и цвета и суть своего предмета, рисуя быстро, когда объекты находятся прямо перед ними. Их манера письма стала более быстрой, более разбитой на отдельные мазки, чтобы передать мимолетность света.
![Импрессионизм: Движение, выступившее против Французской академии искусств 4 Эдгар Дега, Танцевальный класс](https://www.risunoc.com/wp-content/uploads/2024/12/3.edgar-dega-tanczevalnyj-klass.jpg)
Восприятие импрессионизма
С перерывами до 1886 года последовали еще семь выставок, и влияние импрессионизма распространилось за пределы Франции, особенно в Великобританию.
К середине 1880-х годов группа начала распадаться, поскольку каждый художник начал преследовать свои собственные принципы и интересы. Однако импрессионизм проложил путь для многих последующих авангардных течений, от постимпрессионизма и неоимпрессионизма до фовизма и кубизма.
![Импрессионизм: Движение, выступившее против Французской академии искусств 5 Пьер Огюст Ренуар, Танцы в Буживале](https://www.risunoc.com/wp-content/uploads/2024/12/4.per-ogyust-renuar-tanczy-v-buzhivale.jpg)
Постимпрессионисты отвергли стремление импрессионизма к натуралистической передаче света и цвета, сосредоточились на более символическом содержании, формальном порядке и структуре и верили в использование цвета как выражения эмоций и смысла. Главными сторонниками этого движения были Ван Гог, Гоген, Сера и бывшие художники-импрессионисты Сезанн и Дега.
Неоимпрессионисты, такие как Жорж Сера, Поль Синьяк и их последователи, с другой стороны, были вдохновлены оптической теорией, в конечном счете отказавшись от случайной спонтанности импрессионизма в пользу размеренной, научно обоснованной техники живописи.
Хотя поначалу импрессионизм был встречен с насмешкой, сегодня он пользуется всеобщим обожанием и продается по одним из самых высоких цен.