Филипп Малявин мечтал стать иконописцем, но прославился своими яркими изображениями крестьянок и портретами Ленина и Троцкого.
Жизнь Филиппа Малявина похожа на его картины — такая же яркая и красочная. Он родился в 1869 году в бедной семье в Оренбургской губернии. Рисовать он начал рано: в четыре года он рисовал углём буквально на всём. Став старше, он начал копить деньги на бумагу и карандаши. И был счастлив, когда ему удалось раздобыть фуксин — пурпурную краску. Он получил свой первый заказ в возрасте восьми лет: деревенская женщина попросила его нарисовать портрет её сына, чтобы отправить его мужу, который сражался в Русско-турецкой войне. Плата составила 10 копеек.
Затем встреча с иконописцем Проклом в 1885 году изменила его жизнь: он отправился с ним на Афон, чтобы стать учеником в иконописной мастерской. Там он провёл шесть лет. Его работы заметил Владимир Беклемишев, скульптор Императорской Академии художеств, который был настолько впечатлён, что убедил молодого художника покинуть Афон и учиться в Санкт-Петербурге.
‘Портрет художника Игоря Грабаря’, 1895
Малявин учился в мастерской Ильи Репина. В то время он создавал портреты своих сокурсников. «Малявин попросил меня одолжить ему подрамник и за один сеанс набросал портрет, который произвёл фурор в Академии. Портрет был закончен за один присест и настолько поразил всех, что на следующий день все профессора прибежали посмотреть на него; Репин тоже пришёл, давно восхищаясь мощью лепки и живостью портрета», — вспоминал Игорь Грабарь.
‘Крестьянка вяжет чулок’, 1895
В то же время художник обратился к близким и понятным ему образам — жизни и бытовым сценам из жизни крестьян. Среди первых работ с яркой цветовой гаммой — картина «Крестьянка, вяжущая чулок». На ней Малявин изобразил свою землячку и однофамилицу Прасковью Малявину. Картина была представлена в салоне Московского общества любителей художеств, где её приобрёл для своей коллекции меценат Павел Третьяков.
‘Смех’, 1899
Малявин учился быстро: он окончил академию всего за два года. Его дипломная работа «Смех» не была принята советом профессоров академии, которые сочли её бессмысленной — одни цветные пятна! Репин, защищая своего ученика, отметил: «Этот неукротимый, блестящий талант совершенно ослепил наших академиков». Но именно благодаря «Смеху» европейская публика узнала о Малявине. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году картина получила золотую медаль. Год спустя «Смех» был представлен на Венецианской биеннале. Картина не вернулась в Россию — Италия купила полотно для Международной галереи современного искусства.
‘Вихрь’, 1906
В 1900 году он поселился с семьёй в имении в Рязанской губернии: там он устроил мастерскую. В 1906 году на выставке «Союза русских художников» Малявин представил свою работу «Вихрь». Газеты назвали её «гимном широте русской природы, её смелости и размаху». И признали: на фоне «Вихря» другие картины меркли. Восхищенный Репин увидел в работе своего ученика не только радость, но и тревогу и назвал ее “символом жизни” в 1905-1906 годах. “Вот оно: бесформенное, оглушительное, звенящее, как колокола и трубы, буйство красок<…> Даже издалека вся картина кажется колоссальным кровавым потопом…” Картина была куплена Советом Третьяковской галереи сразу после выставки.
Автопортрет с женой и дочерью, 1910
В том же году Филипп Малявин был избран академиком, после чего уехал за границу и вернулся в Россию только через три года. В 1911 году на выставке «Союза русских художников» Малявин представил автопортрет с женой и дочерью, написанный в стиле модерн. Критики не приняли работу, и долгое время он не выставлял свои картины, предпочитая оставаться в своём имении.
Женщины (Зеленая шаль), 1914
После большевистской революции 1917 года имение Малявина было национализировано. Он переехал в Рязань, где некоторое время преподавал в Свободных художественных мастерских и Гарнизонной художественной студии. А затем он переехал в Москву — он взял с собой почти все свои работы, кроме тех, что были украдены из имения весной 1918 года. В том числе эту картину с танцующими крестьянками.
Портрет Владимира Ленина, начало 1920-х годов
В 1920 году Малявина отправили в Московский Кремль — он выиграл конкурс Народного комиссариата просвещения, посвящённый годовщине Октябрьской революции. Там он сделал наброски Ленина, Троцкого и других лидеров молодого советского правительства. Один из рисунков позже приобрёл Пабло Пикассо, который восхищался мастерством художника и говорил, что портрет Малявина изображает «живого и настоящего Ленина».
Портрет балерины Александры Балашовой, 1923
В 1922 году художник навсегда покинул Россию. Он поселился в Париже, затем в Ницце. Малявин писал портреты на заказ. Его выставки проходили в парижской галерее Шарпантье и в пражском выставочном павильоне «Мыслбек».
Портрет Надежды Плевицкой, 1924
В Париже Малявин написал портрет исполнительницы русских народных песен и романсов Надежды Плевицкой. Николай II называл её курским соловьём. После отъезда из России Плевицкая не прекращала выступать.
На санях, 1933
В изгнании Малявин обратился к пейзажам и создал серию ностальгических работ, на которых тройка скачет по заснеженным полям к виднеющейся вдалеке деревне.
Вторая мировая война застала художника в Бельгии, оккупированной Германией. Малявина арестовали по подозрению в шпионаже. Он не мог толком объясниться, так как не знал французского. Его отпустили случайно: глава гестапо оказался ценителем искусства. Художник вернулся во Францию пешком. Эти испытания подорвали здоровье 70-летнего художника. 23 декабря 1940 года Филипп Малявин скончался.