“Мы, художники, будем служить вам как авангардистам, сила искусства самая непосредственная: когда мы хотим распространить новые идеи, мы запечатлеваем их на мраморе или холсте” — Анри де Сен-Симон.
Что такое авангардное искусство?
Изначально французский термин, обозначающий авангард армии, слово ‘авангард» вошло в художественный словарь Франции начала 19 века для обозначения любого художника, движения или произведения искусства, которые разрабатывают экспериментальные концепции, процессы и формы, ставящие под сомнение статус-кво.
Радикальное по своей природе, авангардное искусство раздвигает ранее существовавшие границы и стремится к неизведанным художественным направлениям.
Происхождение авангарда
Именно политический, экономический и социалистический теоретик Анри де Сен-Симон первым, кто, веря в социальную силу искусства, провел аналогию между радикальными художественными практиками и наступающим военным формированием: “Мы, художники, будем служить вам как авангардисту, сила искусства наиболее непосредственна: когда мы хотим распространить новые идеи, мы запечатлеваем их на мраморе или холсте. Какая великолепная судьба у искусства — оказывать позитивную власть над обществом, выполнять истинно священническую функцию и идти в авангарде всех интеллектуальных способностей!”
Изначально концепция авангарда была привязана к социальным и политическим идеалам, впоследствии концепция сместилась в сторону радикальной эстетики и техник.
Авангардные художественные течения
Применительно к искусству термин «авангард» относится ко всему, что опережает свое время. В этом смысле вчерашние радикалы сегодня стали мейнстримом, создавая среду для появления нового поколения новаторов. Однако понятие ‘авангард’ часто ассоциируется с началом современного искусства и, по мнению многих, имеет исключительно отношение к модернизму, следовательно, указывает на все те художественные течения, которые в период с конца девятнадцатого по начало двадцатого веков пошли против традиционного взгляда на искусство и инициировали культурную революцию, следуя программному и новаторскому набору целей. В этом свете истоки авангардного искусства — это также истоки современного понятия «художественного движения’. Как сказал современный философ Ален Бадью, “Более или менее все искусство двадцатого века претендовало на авангардную функцию”.
Вот некоторые из основных направлений авангардного искусства двадцатого века:
Абстрактный экспрессионизм
Конструктивизм
Кубизм
Дадаизм
Экспрессионизм
Футуризм
Импрессионизм
Минимализм
Поп-арт
Сюрреализм
Супрематизм
Символизм