20 обязательных к посещению шедевров из Музея восточного искусства

20 обязательных к посещению шедевров из Музея восточного искусства в Москве

Коллекция была задумана более 100 лет назад как собрание произведений искусства Советского Кавказа и Центральной Азии. Но со временем фонды музея пополнились многими древними артефактами из Ирана, Индии, Китая, Кореи, Японии и других стран. И мы выбрали несколько экспонатов, которые вы определенно не должны пропустить!

Традиционные куклы театра Вайанг Пурва с Явы, резные деревянные божки из Вьетнама, японские самурайские мечи и те самые китайские туфли, которые надевались на туго забинтованные маленькие ножки… Список того, что ждет посетителей в Музее искусства Востока в Москве, можно продолжать почти бесконечно!

Он был основан как ‘Ars Asiatica’ в 1918 году и размещался в двух залах Исторического музея на Красной площади. Коллекция была собрана из предметов из других музеев, подарков от частных коллекционеров и дипломатических миссий, а позже была дополнена экспонатами, добытыми сотрудниками музея в экспедициях.

Вот уже 40 лет подряд постоянная экспозиция Государственного музея искусства Востока, состоящая из десятков тысяч экспонатов, располагается в городской усадьбе 19 века ‘Дом Лунина’ на Никитском бульваре в Москве. Ниже приведены его основные шедевры.

1. Чашка. Китай, 16-12 века до нашей эры

Чашка. Китай
Чашка. Китай

Этот бронзовый кубок — древняя китайская ритуальная утварь. Во времена династии Шан его использовали для возлияний жертвенного вина. Кубок имеет форму элегантного цветка.

2. Сосуд в форме рога с протомой (нижней частью) Пегаса. Адыгея (Россия), 1-я половина 4 века до нашей эры

Сосуд в форме рога с протомой
Сосуд в форме рога с протомой

Уникальный древнегреческий серебряный кубок с позолотой был найден на территории современной Адыгеи в кургане-святилище. Сегодня он хранится в ‘Специальном хранилище’ музея вместе с другими археологическими артефактами.

3. Голова Будды. Узбекистан, 2-3 века нашей эры

Голова Будды. Узбекистан
Голова Будды. Узбекистан

Еще один шедевр из раздела археологии — голова Будды небольшого размера, которая была найдена в культовом буддийском центре Кара-Тепе на территории современного Узбекистана. За кудрявой головой мы видим фрагмент сохранившегося нимба. Предполагается, что первоначально там была целая скульптура Будды, от которой сохранилась только эта часть.

4. Ритоны из слоновой кости Нисии. Туркменистан, III-II вв. до н.э.

Ритоны из слоновой кости Нисии
Ритоны из слоновой кости Нисии

В 1948 году эти эллинистические сосуды для вина из слоновой кости были найдены в древнем поселении Старая Ниса на территории современного Туркменистана. Их нижняя часть (протома) выполнена в форме животного или фантастического существа. В коллекции Музея Востока четыре ритона. На фотографии изображены сосуды с крылатым кентавром (слева) и крылатым львом-грифоном (справа).

5. Фугэн (Бодхисаттва Самантабхадра) на слоне. Япония, 12 век.

Фугэн (Бодхисаттва Самантабхадра) на слоне
Фугэн (Бодхисаттва Самантабхадра) на слоне

Среди сотен произведений искусства из Японии эта деревянная статуя бодхисаттвы выделяется особенно. Считалось, что метровая храмовая скульптура приносит удачу.

6. Канэда Кэндзиро, «Орел на сосне». Япония, конец 19 века

Орел на сосне
Орел на сосне

Это был подарок японского императора Мэйдзи на коронацию Николая II в 1896 году. Скульптурная композиция высотой 2,3 метра выполнена из дерева и слоновой кости. Размах крыльев орла достигает 164 см. Вся композиция экспонируется на фоне ширмы, на которой японские мастера вышили бушующее море.

7. Кимоно Фурисодэ. Япония, 19 век

Кимоно Фурисодэ
Кимоно Фурисодэ

Этот халат из черного японского шелка, расшитый традиционными мотивами (цветами и птицами), потрясающий. ‘Фурисодэ» буквально переводится как ”длинный, колышущийся, струящийся рукав», и при длине 183 см его рукава охватывают 140 см.

8. Миниатюра из рукописи ‘Бабур-наме». Северная Индия, 16 век

Бабур-наме
Бабур-наме

57-страничная рукопись с миниатюрными изображениями представляет собой иллюстрированную биографию шаха Бабура, основателя династии Великих Моголов. На ней изображены батальные сцены, дворцовая жизнь, охотничьи походы и пиры. На этой миниатюре изображена ‘Битва при Узгене при попытке Абу Бекра Дуглата захватить Фергану’. Раритет был приобретен русским коллекционером Алексеем Морозовым у персидских купцов на Нижегородской ярмарке в 1906 году.

9. Ахмад, ‘Танцор с кастаньетами’. Иран, 1826-1827

Танцор с кастаньетами
Танцор с кастаньетами

Жемчужиной зала, посвященного иранскому искусству, является картина, изображающая молодую девушку, танцующую во дворце шаха. Это достопримечательность искусства династии Каджаров. Придворный художник изобразил танцовщицу с особым вниманием к традиционным орнаментам и цвету. Кроме того, можно бесконечно разглядывать детали ее костюма. Подобные картины украшали сам дворец и часто были дипломатическим подарком.

10. Нико Пиросмани, ‘Друзья Бегоса’. Грузия, 1905-1907.

Друзья Бегоса’
Друзья Бегоса’

Это одна из самых известных картин грузинского мастера примитивизма и наивного искусства Нико Пиросмани. В своем характерном стиле он изобразил традиционное грузинское застолье. И, по воспоминаниям очевидцев, он рисовал с натуры и быстро, как раз в то время, когда участники все еще пили.

11. Святослав Рерих, «Портрет Николая Рериха». Индия, 1928

Портрет Николая Рериха
Портрет Николая Рериха

Мемориальный кабинет Николая Рериха в Музее искусства Востока украшен портретом Рериха, написанным его сыном. Главный гималайский пейзажист и исследователь Тибета и Индии изображен в восточной одежде. За его спиной видны четыре фигуры, держащие предметы, олицетворяющие мудрость: меч, шкатулку, лампу и книгу. Ретроспективная выставка работ Николая и Святослава Рерихов была первой выставкой музея в его нынешнем здании в 1984 году.

12. Александр Волков, ‘Караван. Пустыня перед бурей’. Узбекистан, 1922-1923.

Караван. Пустыня перед бурей
Караван. Пустыня перед бурей

Эта авангардная картина была создана в Узбекистане. В ней сочетаются кубофутуристическое искусство и мотивы традиционной восточной живописи. Вы можете различить силуэты верблюдов и их наездников, а также ритм дюн. В музее, прямо рядом с картиной, есть тактильная 3D-копия для незрячих людей, и, похоже, она станет подспорьем для тех, кто не ощутил в полной мере эффект полотна.

13. Портрет корейского чиновника Ли Док Су. Корея, 2-я половина 18 – го — начало 19 века

Портрет корейского чиновника Ли Док Су
Портрет корейского чиновника Ли Док Су

Этот портрет высокопоставленного бюрократа является ярким примером корейской живописи эпохи Чосон. Портретная живопись была очень распространена, и ее характерной чертой было точное воспроизведение внешности человека. Вот почему на портрете видны даже пигментные пятна на лице.

14. Шлем. Корея, 19 век

Шлем. Корея
Шлем. Корея

Этот церемониальный шлем эпохи Чосон использовался не в битве, а на придворных церемониях. Иероглифы на медальоне под забралом указывают на то, что доспехи принадлежали командиру. Передняя часть верха шлема украшена драконом, олицетворяющим силу и доблесть.

15. Портрет буддийского архата Чанмэй Лоханя. Китай, 17 век

Портрет буддийского архата Чанмэй Лоханя. Китай
Портрет буддийского архата Чанмэй Лоханя. Китай

Традиционные китайские портреты были написаны после смерти изображенного человека, но по-прежнему с вниманием к деталям внешности. Автор этого портрета неизвестен, поскольку считалось, что портретный жанр был прерогативой ремесленников. Надпись гласит, что Чан Мэй Длиннобровый прощается с миром после 85 лет жизни. Что ж, из портрета мы можем понять, почему патриарх получил прозвище “длинные брови”.

16. Кувшин. Корпус: Китай, период Юань (1279-1368), рамка: Иран, 19 век

Кувшин. Корпус: Китай
Кувшин. Корпус: Китай

В этом уникальном кувшине сочетаются две эпохи и две разные страны. Основа из ценного китайского фарфора с кобальтовым узором в виде лотосов и хризантем на белом фоне. Скорее всего, оригинальный сосуд раскололся, поэтому иранские мастера дали ему вторую жизнь, изготовив металлический каркас. На нем элегантный чеканный узор, а изогнутый носик заканчивается круглой розеткой с цветными вставками.

17. Ритуальная маска. Шри-Ланка, 19 век

Ритуальная маска. Шри-Ланка
Ритуальная маска. Шри-Ланка

Коллекция музея восточного искусства изобилует ритуальными атрибутами народов Азии, включая маски. Этот устрашающий экспонат — маска Мару Ракши, демона 18 болезней. Фигура самого демона находится в центре, а по бокам — изображения болезней и увечий. Такие предметы можно было использовать во время ритуальных действий (в данном случае исцеления) или они могли служить амулетом дома.

18. Кинжал. Индонезия, 18 – начало 19 веков

Кинжал. Индонезия
Кинжал. Индонезия

Считалось, что такой кинжал был священным предметом, обладающим магической силой. Его волнистое лезвие отсылает к мифическому змею ‘нага’, правителю подземного мира. У основания клинка выкована голова в короне.

19. Украшение рабочего стола. Китай, 19 век

Украшение рабочего стола
Украшение рабочего стола

Подобные шедевры косторезного искусства были своего рода развлечением. Можно было часами разглядывать филигранную работу мастера и пытаться сосчитать, сколько шаров вырезано внутри главного. Такие ажурные китайские шары стали очень модными в Европе в конце 19 века.

20. Лидия Теютина, «Выбор невесты». Чукотка (Россия), 2009

Выбор невесты
Выбор невесты

Целая экспозиция музея искусства Востока посвящена художественным изделиям из кости чукотских народов. Гравюры на моржовых бивнях — один из традиционных видов искусства чукчей и эскимосов. Чаще всего художники изображали сцены из жизни и народные легенды. На этом бивне изображены гонки на оленьих упряжках, во время которых чукотские юноши выбирали невест. Работа выполнена художницей Лидией Теютининой, потомственным резчиком по кости. Ее дед и отец тоже были резчиками, а ее мать была первой женщиной-гравером на Чукотке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *