Мозаика — это декоративное искусство создания рисунков и узоров на поверхности путем укладки небольших цветных кусочков стекла, мрамора или других материалов в слой цемента, штукатурки или клея. Используемая в качестве формы внутренней или внешней отделки и первоначально разработанная в Древней Греции, мозаика была разработана римскими мастерами, в основном в виде тротуаров. Позже, в эпоху византийского искусства, художники специализировались на создании мозаичных узоров для стен и были известны своими мерцающими шедеврами из золота и разноцветного стекла. Как форма орнаментального христианского искусства, мозаика была вытеснена во времена Возрождения фресковой живописью.
Своего рода, возрождение произошло в 19 веке, когда многие общественные здания были украшены мозаикой (напр. Вестминстерский католический собор), обычно из керамической плитки массового производства или стеклянных мозаик. Определенные стили дизайна, такие как готическое возрождение и модерн, обеспечили новый дизайн и использование этого вида искусства. Сегодня мозаика остается популярным ремеслом во всем мире, продвигаемым такими организациями, как Британская ассоциация современной мозаики (BAMM) и Общество американских художников-мозаичистов (SAMA), и доступным в качестве предмета в некоторых из лучших художественных школ Америки и Европы.
Как создавать различные виды мозаики?
Существует три основных способа построения мозаики: прямой метод, непрямой метод и двойной непрямой метод.
1. Прямой метод создания мозаики включает в себя прикрепление отдельных мозаик непосредственно к поверхности выбранной опоры. Предварительные чертежи могут быть сделаны заранее на участке, подлежащем отделке. Прямой метод был популярным подходом, используемым традиционными художниками при создании многих известных европейских настенных и потолочных мозаик. Он также используется в сочетании с поверхностями трехмерных объектов, таких как вазы. Одним из недостатков прямого метода является то, что мозаичист должен работать на месте, подлежащем декорированию, что может быть невозможно в течение какого-либо периода времени. Современное усовершенствование предполагает использование стеклопластиковой сетки. Мозаика создается на сетке в мастерской художника, прежде чем ее доставят на конечное место.
2. Непрямой метод создания мозаики, обычно используемый для крупномасштабных заказов с повторяющимися элементами дизайна, требует, чтобы компоненты (стекло, плитка и т.д.) Были прикреплены лицевой стороной вниз на липкую основу. Позже они передаются в конечный пункт назначения. Преимущество такого подхода в том, что он дает художнику возможность переделывать участки.
3. Двойной косвенный метод подобен косвенному методу с дополнительным этапом. Вместо того чтобы укладывать плитки лицевой стороной вниз на липкую основу, они укладываются лицевой стороной вверх. Это позволяет мозаичисту видеть создаваемый узор. Как только мозаика будет закончена, поверх нее наносится еще один слой липкой основы. Затем исходный слой снимается. Затем мозаику можно перенести на место ее окончательного упокоения, как при непрямом методе (2).
Примечание: Мозаика отличается от инкрустации тем, что составляющие ее тессеры наносятся на углубление непосредственно под декорируемой поверхностью. Каждый кусочек мозаики невелик, и только тогда, когда он является частью общего дизайна, он приобретает декоративное значение.
Автоматизированные конструкции
Мозаики теперь можно изготавливать с помощью программного обеспечения для автоматизированного проектирования (САПР). Эти программы могут использоваться отдельными мастерами или роботизированными производственными системами. Чтобы ускорить процесс изготовления мозаики, исключить ошибки и снизить затраты, мозаики теперь собираются роботами, управляемыми компьютером, а не вручную. Производство может быть в 10 раз быстрее с меньшим количеством ошибок.
Творческие атрибуты мозаичного искусства
Мозаика как вид искусства наиболее близка к живописи: и то, и другое представляет собой двумерное изображение. Кроме того, как мозаика, так и живопись подходят для крупномасштабной отделки поверхности. Однако, в отличие от живописца, мозаичист ограничен в своей цветовой палитре, в выборе материалов. Таким образом, чрезвычайно трудно добиться такой же тональной вариации света и тени, какой можно достичь, используя (скажем) масляную краску, цветовой спектр которой огромен. Тем не менее, мозаичное искусство обладает свойствами, которые делают его более эффективным для дистанционных эффектов. Главным из них являются светоотражающие свойства используемых стеклянных мозаик, которые могут быть дополнительно усилены нанесением золотой / серебряной фольги на тыльную сторону стеклянных изделий или установкой последних под отражающим углом.
История мозаичного искусства
Самые ранние известные мозаики, созданные с использованием гальки в качестве тессеры, датируются 8-м веком до нашей эры. Эта техника обработки гальки, используемая как для тротуаров, так и для стен, позже была значительно усовершенствована греческими мастерами в 5 веке. Они умели создавать замысловатые узоры, используя камешки диаметром от одного до двух сантиметров. Контуры создавались крошечными черными камешками, а к 4 веку для большего разнообразия были добавлены цветные камни, окрашенные в красный и зеленый цвета, что помогло греческим художникам создавать сложные геометрические узоры, а также детализированные сцены с изображением людей и животных.
Каменные полы
На протяжении всей классической древности мозаика оставалась в первую очередь техникой, используемой для украшения тротуаров или полов, где долговечность была первостепенным приоритетом. Камень, особенно известняк и мрамор, идеально подходил для этой цели. Его можно было разрезать на крошечные кусочки, а его естественный оттенок (ы) обеспечивал достаточную базовую цветовую гамму для большинства графических дизайнов.
Изготовленные мозаики и Первое использование стекла
В эпоху эллинистического искусства (около 323-27 гг. до н.э.) греческие мозаичисты добились дальнейшего прогресса. Во-первых, они начали использовать не только камень, но и стекло. Стекло может быть изготовлено практически в любом оттенке, что значительно расширяет цветовую гамму, доступную художнику. К концу 3-го века до нашей эры появились небольшие фабрики по производству специальных мозаичных изделий (тессер), предлагающих достаточно дополнительных деталей, чтобы мозаичисты могли имитировать картины. И хотя стекло не так подходит для тротуаров и полов, как камень, его легкость делает его идеальным для настенной мозаики, где декоративное качество важнее долговечности.
Римские мозаики
Греческие мастера были в большом количестве наняты Римом после того, как Греция пришла в упадок, хотя римляне использовали мозаику в основном для отделки полов в домашних зданиях. Выдающиеся примеры сохранились в Геркулануме, Помпеях и Остии. Мозаичные узоры римского периода, обычно посвященные сценам прославления богов, бытовым темам и геометрическим узорам, выполнялись по всей Римской империи, но уровень мастерства не поддерживался. Мозаики, сделанные, например, в Северной Галлии или римской Британии, были заметно более примитивными, чем итальянские и греческие образцы.
Стеклянные стены
В эпоху раннего христианского искусства (около 300-400 гг. н.э.) в Византийской империи настенная мозаика вошла в моду с ростом церковной архитектуры и декоративного оформления, заменив в процессе религиозные картины, и должна была оставаться основной формой декоративного искусства в наступающую византийскую эпоху в Юго-Восточной Европе (450-1450). Также в раннехристианский период художники впервые изготовили золотые и серебряные стеклянные мозаики, нанося металлическую фольгу на тыльную сторону стеклянных изделий. Этот тип «зеркального стекла» приводил к еще большей интенсивности света.
Византийские мозаики
С падением Рима Византия (Константинополь) стала центром христианства и привлекла огромное количество римских и греческих мастеров, в том числе мозаичистов. Действительно, в этот период мозаика достигла новых высот творчества и техники, став важной особенностью византийской архитектуры. Новые стеклянные тессеры (smalti) были изготовлены из толстых листов цветного стекла. Смальты не проросли, поэтому в стекле преломлялся дополнительный свет. Кроме того, в 6 веке византийские мозаичисты разработали метод установки стеклянных мозаик в клеевой раствор под острым углом, чтобы отражать еще больше света. Эти усовершенствования привели к созданию великолепных мерцающих мозаик византийского периода.
Лучшие византийские мозаики были в основном библейским искусством, созданным для церквей и мечетей в Константинополе, таких как Собор Святой Софии, а также для зданий по всей Византийской империи. Известные примеры включают те, которые были созданы в Дафни близ Афин (11 век); в кафедральном соборе Равенны и в его церквях Сан-Аполлинер-Нуово и Сан-Витале (12 век); в Торчелло близ Венеции, а также в Палатинской капелле (Дворцовая часовня) и кафедральном соборе Монреале в Палермо (все 12 век); и в соборе Святого Марка в Венеции (с 11 по 14 век).
Исламские мозаики
Тем временем, начиная с 8-го века, исламские художники начали включать мозаику в декоративные схемы своих мечетей. Мозаика была идеальной формой украшения для исламского искусства, которое запретило фигуративные изображения в своих религиозных зданиях, сосредоточившись вместо этого на абстрактных или геометрических узорах. Когда мавры вторглись в Испанию из Северной Африки, они принесли исламскую мозаику на Пиренейский полуостров. Используя каменные, стеклянные и керамические тессеры, эти мавританские мозаики можно увидеть в Большой мечети в Кордове и дворце Альгамбра в Гранаде.
Мозаика продолжала оставаться характерной чертой романского искусства (1000-1200) и готической архитектуры, хотя и в меньшей степени.
Вытесненные фресками
С появлением искусства эпохи Возрождения (около 1400 года) мозаика постепенно пришла в упадок как вид искусства: не в последнюю очередь потому, что фресковая живопись предлагала больший реализм художникам, которые в любом случае устали от стилизованной декоративности византийского искусства.
19 век
Мозаичное искусство получило возрождение во второй половине 19 века, когда многие общественные здания были украшены мозаичными узорами и картинами, обычно изготовленными из керамических или стеклянных мозаик массового производства. Примерами могут служить мозаики в византийском стиле в Вестминстерском соборе в Лондоне и в базилике Сакре-Кер в Париже. Возрождение готики в архитектуре оказало важное влияние, как и развитие венецианской стекольной промышленности. Производство мозаики также стимулировалось движением ар-нуво: посмотрите, например, исключительные керамические мозаики Антонио Гауди (1852-1926) и Хосепа Марии Жужоля в парке Гуэль в Барселоне.
Интересной современной мозаикой является мозаика в половину размера гобелена Байе, созданная в 1979-99 годах Майклом Линтоном. В настоящее время он выставлен на всеобщее обозрение в Джеральдине, Новая Зеландия.