Термин «Ар-брют» (сырое искусство. фр. Art brut — грубое искусство, здесь — необработанное, неогранённое искусство) был изобретен французским художником, скульптором и ассамбляжистом Жаном Дюбюффе (1901-1985) для описания произведений, «созданных людьми, не относящимися к профессиональному миру искусства… из их собственных глубин, а не из стереотипов классического или модного искусства».
Хотя категория Art Brut Дюбюффе охватывает любую картину или скульптуру, созданную вне рамок современной или традиционной культуры — и, следовательно, свободную от культурных манипуляций или влияния, — лично его в основном интересовала особая подкатегория этого сырого искусства, а именно работы пациентов психиатрических больниц.
Искусство невменяемых пациентов
Увлечение Дюбуффе «Безумным искусством» было основано на его творческой чистоте и на вдохновении, которое оно давало его собственным работам. Короче говоря, он считал, что только Ар-брют не запятнан соприкосновением с преобладающими культурными ценностями, и этот спонтанный экспрессионизм вдохновил его собственные оригинальные детские рисунки, граффити и вывески, а также послужил концептуальной основой для его структуры в примитивном стиле, выполненной без какого-либо чувства композиции или четких эстетических характеристик. Его скульптура тоже была основана на аналогичных работах художников Art Brut. Помимо папье-маше, оргалита и деревянных досок, а также ряда «найденных предметов» в стиле готовых изделий Марселя Дюшана, Дюбуффе также смешал жир, песок и штукатурку с глянцевой краской, чтобы создать подходящую «сырую» среду.
Коллекция Compagnie de l’Art Brut
Дюбуффе был не первым, кого заинтриговало современное искусство, созданное людьми, страдающими психическими заболеваниями. Интерес к этой теме начал расти в 1920-х годах, с тех пор как в 1921 году была опубликована книга доктора Вальтера Моргенталера «Ein Geisteskranker als Künstler» («Психиатрический пациент как художник»), в которой были представлены работы сумасшедшего Адольфа Вельфли, в частности его 25 000-страничная иллюстрированная автобиография, включающая 1600 иллюстраций и 1500 коллажей.. Другой плодотворной работой стал трактат доктора Ханса Принцхорна «Искусство душевнобольных» (Bildnerei der Geisteskranken), опубликованный в 1922 году. В 1948 году вместе с другими художниками, включая Андре Бретона (1896-1966), Дюбюффе основал компанию «Искусство Брюта» для управления своей коллекцией произведений искусства детей и душевнобольных. Известная как Collection de l’Art Brut и регулярно выставляемая для выставок в художественных музеях по всему миру, в настоящее время она содержит тысячи работ и базируется в Лозанне.
Известные художники Art Brut
Во Франции хорошо известными художниками в стиле Ар-брют являются художники Анри Руссо (1844-1910), Жозеф Крепен (1875-1948), Огюстен Лесаж (1876-1954), оба целители-спиритуалисты; скульптор-монументалист Робер Татен (1902-83), художник (по металлолому) Гастон Шассак (1910-64); и художник-старьевщик Шомо (Рене Шомо) (р.1924). Помимо вышеупомянутого Адольфа Вольфли (1864-1930), среди швейцарских художников Art Brut есть шизофреник Алоиз (1886-1964), специализирующийся на портретах оперных певцов, выполненных цветным карандашом. Среди других известных художников Art Brut — американский художник и художник-ассамбляж Альфонсо Оссорио (1916-90).