Фресковая живопись (Fresco painting)

Фресковая живопись (Fresco painting)

Художественный термин «Фреска» (по-итальянски «свежая») описывает метод окраски, при котором цветные пигменты смешиваются исключительно с водой (без использования связующего вещества), а затем наносятся непосредственно на свежеуложенную известково-штукатурную основу (поверхность).

Поверхность обычно представляет собой оштукатуренную стену или потолок. Жидкая краска впитывается штукатуркой, и по мере высыхания штукатурки пигменты остаются в стене. Перед нанесением краски художник обычно делал подготовительный рисунок (синопию) красным мелом.

Фрески Камеры дельи Спози
Фрески Камеры дельи Спози

Потолочная панель, идеальный пример trompe l’oeil, разработанный и написанный Андреа Мантенья.

Фреска Страшный суд (1536-41), Сикстинская капелла. Микеланджело
Фреска Страшный суд (1536-41), Сикстинская капелла. Микеланджело

Виды фрески

Существует три основных типа фресковой техники: Буон или настоящая фреска, Секко и меццо-фреска. Буон фреско, наиболее распространенный метод фрески, предполагает использование пигментов, смешанных с водой (без связующего), на тонком слое влажного, свежего известкового раствора или штукатурки (интонако). Пигмент впитывается в стенку, как описано выше. В отличие от этого, роспись secco выполняется по сухой штукатурке и поэтому требует связующего вещества (например, яичной темперы, клея или масла) для прикрепления пигмента к стене, как в знаменитой фреске, известной как «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Меццо-фреска предполагает нанесение краски на почти, но не совсем сухой интонако, так что пигмент лишь слегка проникает в штукатурку. К 1600 году это в значительной степени заменило фрески буона на фресках и потолках.

Апофеоз святого Игнатия (1691-4) в Сан-Игнацио, Рим
Апофеоз святого Игнатия (1691-4) в Сан-Игнацио, Рим

Лучшая четырехугольная фреска католического контрреформационного искусства 17 века.

История фресок

Фрески использовались минойцами еще в 2000 году до н.э. во времена цивилизации Крита бронзового века. Знаменитые настенные фрески критского буона включают в себя «Тореадора». Ранние фрески были также написаны в Марокко и Египте, причем египетские художники предпочитали метод секко для своих фресок на гробницах. Фресковые росписи были также распространены в греческом искусстве, а также в этрусской культуре и в римском искусстве (напр. Помпеи, Геркуланум), где они были в основном выполнены в стиле буон-фрески. Раннехристианское искусство в Риме, особенно в катакомбах, также отличалось фресками. Действительно, этот стиль был популярен среди художников по всему древнему Средиземноморью и в Турции. Кроме того, ранние образцы буддийского фрескового искусства, выполненные между 200 г. до н.э. и 1100 г. н.э., были обнаружены в пещерах Аджанта и храме Брихадишвара в Индии.

Византийские религиозные фрески

Восточное православное искусство — особенно русская средневековая живопись — в значительной степени опиралось на фрески в своих церквях и соборах, чтобы проиллюстрировать сцены из Библии. Среди экспонентов были Феофан Грек (1340-1410); Андрей Рублев (1360-1430) и Дионисий (1440-1502) ответственный за фрески в Ферапонтовом монастыре.

Эта форма христианской средневековой живописи, оказавшая сильное влияние на готическое искусство, была вытеснена школой итальянской живописи эпохи Возрождения (1300-1400), членами которой были Симоне Мартини (1284-1344); Амброджо Лоренцетти (1285-1348) и, конечно же, флорентиец Джотто (ок.1267-1337) с его Предательство Христа (Поцелуй Иуды) (1305) и Плач Христа (1305) в часовне Арена, Падуя.

Плач Христа (1305) в часовне Арена, Падуя, Джотто
Плач Христа (1305) в часовне Арена, Падуя, Джотто

Итальянский Ренессанс

Именно в эпоху итальянского Возрождения фресковая живопись достигла своего апогея, за исключением Венеции, которая была слишком сырой. Художники 15-го века по всей Италии использовали технику фрески, в частности, для своих религиозных картин в соборах и церквях. Три наиболее известных примера фресковых росписей эпохи Возрождения включают:

1) фрески капеллы Бранкаччи (1424-28) Мазаччо во Флоренции
2) фрески Сикстинской капеллы (1481-1541) Боттичелли, Перуджино и других и, конечно, Микеланджело
3) Комнаты Рафаэля (1508-20), украшенные Рафаэлем в Ватикане: см., например, Афинскую школу

Афинская школа, Рафаэль
Афинская школа, Рафаэль

С уходом искусства эпохи Возрождения и появлением маньеризма народный вкус стал отдавать предпочтение большой живописи маслом на холсте и гобеленам, что ограничило использование фрески верхними участками стен и потолков. К мастерам этого типа архитектурных, иллюзионистических, фресок относятся: Мантенья (1430-1506) и Корреджо (1489-1534).

Барокко

От болонской школы живописи, возглавляемой Аннибале Карраччи (1560-1609), известной фресками галереи Фарнезе (1597-1608), до ослепительной квадратуры Андреа Поццо (1642-1709), через таких художников, как Гверчино (1591-1666), Пьетро да Кортона (1596-1669) и Лука Джордано (1634-1705), эпоха искусства барокко была последним периодом, когда живопись в величественной манере ассоциировалась с использованием фрески. Одной из последних великих фресок был «Константин, приказывающий уничтожить языческих идолов» (1648, Латеранский баптистерий) Карло Маратты (1625-1713). Ко времени великого художника эпохи рококо Тьеполо (1696-1770) фреска находилась в общем упадке, хотя его фрески в Вюрцбургской резиденции (1750-1770) были поздним расцветом.

В 19 веке двумя известными художниками-фресками были Теодор Шассерио (1819-56) и Пюви де Шаванн (1824-98), оба из которых создали несколько выдающихся украшений для города Парижа.

Мексиканская фреска эпохи Возрождения (1920-1930-е годы)

Диего Ривера (1886-1957), Давид Альфаро Сикейрос (1896-1974) и Хосе Клементе Ороско (1883-1949) были тремя величайшими участниками так называемого мексиканского ренессанса фресок, который привел к крупному возрождению фресковой живописи. К северу от границы в Соединенных Штатах художник-соцреалист литовского происхождения Бен Шан (1898-1969) также был успешным художником-фрескистом, с его именем связан ряд проектов в области общественного искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *