Миниатюрная живопись (Miniature Painting)

Миниатюрная живопись (Miniature Painting) 600-1850 гг.

В изобразительном искусстве термин «миниатюра» относится к двум типам изображений:
1) иллюстративные изображения (около 600-1400 гг. н.э.) в иллюстрированных рукописях;
2) миниатюрные портреты (1500-1850), достаточно маленькие, чтобы их можно было носить в качестве украшения (медальона), включая небольшие портреты на память, которые можно держать в руке.


Фактический термин «миниатюра» происходит не от слова «минута», как принято считать, а от латинского «minium», красного свинца, используемого в иллюстрациях средневековыми иллюстраторами («миниаторами») для украшения начальных букв в иллюстрированных рукописях: красный — один из самых ранних цветов, которые использовались в такие тексты. В средние века миниатюрное портретное искусство было известно как «история» (отсюда и термин «историзированный»), в то время как крошечные портреты, написанные художником елизаветинской эпохи Николасом Хиллиардом (1547-1619) и его современниками, назывались «лимнингами» (маленькими картинками).

Портрет женщины. 1597 г. Николас Хиллиард
Портрет женщины. 1597 г. Николас Хиллиард

Миниатюры стали особенно популярны в Европе 16 века и широко использовались в 17-18 веках. Они включали в себя некоторые из величайших портретных картин в изобразительном искусстве. Они были особенно полезны для передачи внешнего вида человека и, таким образом, облегчали знакомство между людьми на расстоянии. Среди других клиентов были моряки, исследователи и другие путешественники, которые везли личные сувениры своих близких, находясь за границей, и, наоборот, жены и возлюбленные, которые остались дома. Лучшими художниками-портретистами, работавшими в этом жанре, были такие специалисты, как Жан Клуэ, Николас Хиллиард, Исаак Оливер, Сэмюэл Купер, Жан Петито и Ричард Косуэй, а также обычные портретисты, такие как Жан Фуке, Ханс Гольбейн, сэр Томас Лоуренс и Генри Рейберн.

Герцог Веллингтон. 1845 г. Томас Лоуренс
Герцог Веллингтон. 1845 г. Томас Лоуренс

Материалы

Самое раннее до 1400 года все иллюстрированные рукописи создавались на коже животных (пергаменте), обычно из кожи овцы, коровы или козы. Миниатюрные картинки, использованные для украшения текста, были окрашены различными цветными пигментами на растительной и минеральной основе, включая красные, синие и зеленые, желтые и пурпурные цвета. Иногда используются драгоценные материалы, такие как сусальное золото (нанесенное на клей и отполированное, или нанесенное на слегка приподнятую поверхность гипса для более объемного эффекта), или порошкообразное золото (смешанное с гуммиарабиком, чтобы получить своего рода золотую краску, нанесенную кистью).

Портретные миниатюры были выполнены в основном гуашью на пергаменте, но также и маслом. Например, многие немецкие и голландские миниатюры были написаны маслом, обычно на меди. Начиная с середины 17 века многие высококачественные миниатюры были выполнены стекловидной эмалью на меди. Жан Петито (1607-91), официальный художник Людовика XIV Франции и один из лучших миниатюристов семнадцатого века, был величайшим миниатюристом эмали. Лучшим английским художником-портретистом по эмали был Генри Боун (1755-1839). Позже, в 18 веке, стандартной средой для миниатюр стала акварель на слоновой кости.

Дама. Около 1650 г. Жан Петито
Дама. Около 1650 г. Жан Петито

Происхождение и история

Хотя абстрактные миниатюры появились в самом раннем освещенном библейском искусстве, таком как эфиопские Евангелия Гаримы (около 390-660 гг. н.э.) и сирийские Евангелия Раббулы (около 586 г. н.э.), только в раннесредневековом искусстве 7 века появились первые изобразительные миниатюры в евангельских текстах, таких как ирландский христианский Книга Диммы (ок.620). Средневековые миниатюры иллюстрируются изысканными религиозными картинами и украшениями Книги Келлса (около 800 года, Дублинская библиотека Тринити-колледжа) — см., в частности, впечатляющее оформление страницы с монограммой (Chi /Rho).

Другие примеры включают: Псалтирь Генриха де Блуа (около 1140 года, Британская библиотека), Требник Бельвиля (1323-26, Национальная библиотека, Париж) и Часы Жанны д’Эвре (1324-28, Монастыри, Музей искусств Метрополитен), а также Сокровища герцога Берри (1413, Музей Конде, Шантийи). Другим примером является серия из шестидесяти одной миниатюры, созданная между 1438 и 1444 годами Джованни ди Паоло (1400-82) для иллюстрации «Парадизо», третьей части Божественной комедии Данте (Британский музей). Эта традиция миниатюрной средневековой живописи процветала до пятнадцатого века, когда нарисованные иллюстрации постепенно вытеснились печатными изображениями.

Сошествие Святого Духа (Евангелие Рабулы) VI в
Сошествие Святого Духа (Евангелие Рабулы) VI в

Самые ранние Миниатюрные портреты

Самые ранние портретные миниатюры, предназначенные для размещения в медальоне или специальной шкатулке для портретов, вероятно, были сделаны фламандскими художниками (иллюстраторами) в Брюгге, Генте или Турне, такими как Симон Бенинг и Жерар Хоренбут, или французскими художниками, такими как Жан Пусель (ок.1281-1334), Ангерран де Шарантон (Квартон) (ок.1410-61) и Жан Фуке (1420-81). Однако самые ранние датированные портретные миниатюры были французскими и были написаны Жаном Клуэ (1485-1540) при дворе короля Франциска I (1494-1547). Первые записанные портретные миниатюры, написанные в Англии, были сделаны во время правления Генриха VIII фламандским художником Лукасом Хоренбутом (1493-1544), который передал технику знаменитому немецкому портретисту Гансу Гольбейну (1497-1543). Именно Гольбейн поднял миниатюрную живопись на новые высоты, создав ряд шедевров. Из всех художников, которых Гольбейн вдохновил заняться этим относительно новым видом искусства, только Николас Хиллиард оказался достойным преемником.

Разработка портретных миниатюр (1500-1850)

Николас Хиллиард (1547-1619) был первым уроженцем Англии мастером миниатюрной живописи. Предпочитая овальную форму (а не круглую) для своих портретов, Хиллиард был художником-миниатюристом королевы Елизаветы I более тридцати лет. Его главный ученик, Исаак Оливер (1568-1617), был более технически развитым художником, который стал главным миниатюристом во время правления короля Якова I (1603-25). Но именно ученик Оливера, Сэмюэл Купер (1609-1672), которого сейчас многие считают величайшим английским портретистом-миниатюристом, хотя о его карьере известно мало подробностей.

В то время как большинство ранних миниатюристов рисовали акварелью на пергаменте или бумаге, в 17 веке во Франции все изменилось, когда была введена новая техника — рисование миниатюр эмалью на металлической поверхности, которой овладел Жан Петито (1607-1691). Затем, примерно с начала 18 века, итальянский художник Розальба Карриера (1675-1757) ввел использование слоновой кости в качестве основы, что дало миниатюристам гораздо более яркую поверхность для рисования. Это нововведение вызвало значительное возрождение мелкомасштабной живописи во второй половине восемнадцатого века. Выдающимися европейскими миниатюристами того периода были Иеремия Мейер (1735-1789), Ричард Кросс (1742-1810), Ричард Косуэй (1742-1821), Озиас Хамфри (1742-1810), Джон Смарт (1741-1811), Сэмюэл Шелли (1750-1808), Джордж Энглхарт (1750-1829) и Уильям Вуд (1768-1808) в Англии, а также Питер Адольф Холл (1739-1793), Никлас Лафренсен (1737-1807) и Жан-Батист Изабей (1767-1855) во Франции.

Девушка с котом. Розальба Карриера
Девушка с котом. Розальба Карриера

Примечание: Индия имеет богатую традицию миниатюрной живописи, которая развивалась, в основном, в эпоху постклассической индийской живописи и живописи раджпутов (16-19 века).

Изаби продолжил традицию миниатюрной портретной живописи в девятнадцатом веке, как и Джон Кокс Диллман Энглхарт (1784-1862), племянник Джорджа Энглхарта. Среди других английских миниатюристов 19 века были Эндрю Робертсон (1777-1845), Уильям Корден Старший (1795-1867), художники-станковисты сэр Томас Лоуренс (1769-1830) и Генри Рейберн (1756-1823). Однако во второй половине 19 века этот жанр был быстро вытеснен новым фотографией и сохранился только как дорогая роскошь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.