Определение и типы
Наскальные рисунки/наскальная живопись — довольно расплывчатый термин, обозначающий доисторические искусственные знаки на природном камне. Аналогичные термины включают: «rock carvings» (наскальные изображения), «rock engravings», «rock inscriptions» (наскальные надписи), «rock drawings» (наскальные рисунки) и «rock paintings» (наскальная живопись). Этот тип искусства каменного века традиционно делится на две основные категории:
1. Петроглифы: значение, наскальные рисунки или резьба; в эту категорию также входят произведения доисторической скульптуры, которые являются частью самих скал (известные как теменное искусство), такие как рельефная скульптура.
2. Пиктограммы: значение, картины или рисунки. Хотя эти петроглифы и пиктограммы были найдены на стенах пещер или на открытых открытых участках скал, на практике самое раннее искусство Европы было создано в подземных пещерах, в то время как в (скажем) Северной Африке оно встречается в основном на поверхности земли. Третья, меньшая категория наскального искусства связана с мегалитами или петроформами, включающими расположение камней для создания типа памятника (например. Каменный круг Стоунхенджа).
Характеристики
Петроглифы обычно делаются путем удаления поверхности скалы, путем вырезания, царапания, сверления или скульптуры. Маркировку можно покрасить или вырезать или усилить с помощью полировки. Петроглифы были обнаружены по всему населенному миру, особенно в некоторых частях Африки, Скандинавии, Сибири, юго-западной части Северной Америки, Северной и Западной Австралии и на Пиренейском полуострове. Некоторые из этих изображений имеют особое культурное и/или религиозное значение для обществ, которые их создали.
Наиболее важным, но загадочным типом петроглифа является купол — нефункциональное отверстие в форме чашки, созданное ударом в горизонтальной или вертикальной поверхности скалы. Безусловно, самое древнее искусство — купола — было обнаружено на всех континентах, кроме Антарктиды, и продолжало создаваться на протяжении всех трех эпох каменного века. Чашечки также называют «ямами», «впадинами», «чашками», «отметинами чашек» — даже «выбоинами».
Наиболее важными объектами гравированного наскального искусства являются: пещера Шове (30 000 лет до н. э.), пещера Ле Плакар (17 500 лет до н. э.), пещера Рок-де-Сер (17 200 лет до н. э.), пещера Руффиньяк (14 000 лет до н. э.) и пещера Ле Комбарель (12 000 лет до н. э.).
Более глубокая резьба по камню в форме рельефной скульптуры также появилась на относительно ранней стадии, примером чего может служить знаменитая Венера из Лосселя (около 23 000 лет до н. э.), барельеф обнаженной женщины с типичными преувеличенными чертами статуэтки Венеры. Другие важные примеры доисторической рельефной скульптуры включают скальное укрытие Кап-Блан (15 000 лет до н. э.) и Рок-о-Сорсье (12 000 лет до н. э.), известные своими известняковыми фризами; и пещеру Тук-д’Одубер (13 500 лет до н. э.), известную своими необычными рельефами бизонов, выполненными из необожженной глины.
Пиктография — это создание монохромных или полихромных изображений с помощью пигментов, таких как углерод, марганец и различные оксиды. Поскольку пиктограммы гораздо менее устойчивы к атмосферным воздействиям, чем гравюры, большая часть сохранившихся пиктограмм выполнена в форме подземной наскальной живописи или наружных отметок под нависающей скалой. Доисторические художники начинали с рисования пальцами. Позже они использовали комковатые пигментные мелки или кисти, изготовленные из шерсти животных или растительного волокна.
Самые передовые пиктографические техники включали рисование распылением с использованием тростника или специально выдолбленных костей. Цветные пигменты, обнаруженные в наскальных рисунках, как правило, были получены из минеральных, животных или растительных источников (например, глинистая охра, древесный уголь, двуокись марганца, фосфат кальция из измельченных костей животных, морковный сок и ягоды, кровь и моча животных).
Художники каменного века создавали множество различных изображений. Самыми популярными сюжетами были сцены охоты, которые обычно включали изображения бизонов, лошадей, северных оленей, крупного рогатого скота и зубров. Другие изображенные существа включали: львов, мамонтов, волков, лис, зайцев, гиен, рыб, рептилий и птиц.
Для сравнения, изображения людей появляются реже. Доисторические художники также создали значительное количество абстрактных знаков, включающих точки, линии и другие геометрические мотивы. Кроме того, наскальные рисунки по всему миру включают многочисленные символы, идеограммы, антропоморфы и зооморфы. Что касается этих пиктографических символов, стоит помнить, что пиктограммы были основой клинописи и иероглифического письма, а также систем письма, используемых в Древнем Китае, Шумере и Египте.
Действительно, они все еще используются в племенном искусстве и в некоторых неграмотных культурах Африки, Южной и Центральной Америки и Океании. Возможно, наиболее важными пиктограммами являются наскальные рисунки Ласко Магдаленского периода (около 17 000 лет до н. э.) в регионе Дордонь во Франции и наскальные рисунки Альтамиры (около 15 000 лет до н. э.) в Испании — «Сикстинская капелла» живописи каменного века.
Мегалитическое наскальное искусство лучше всего иллюстрируется сложными спиральными гравюрами у входа в гробницу неолитического прохода Ньюгрейндж в Ирландии. Однако, хотя Ньюгрейндж является самым известным местом в комплексе Бру-на-Бойн в графстве Мит, курган в мегалитической гробнице Ноут (родственный участок Ньюгрейнджа) имеет огромное количество наскальных рисунков по его окружности. Действительно, Ноут, по общему мнению, является домом примерно для одной трети всего мегалитического искусства в Западной Европе.
Конечно, наиболее очевидной характеристикой наскального искусства (будь то петроглиф или пиктограмма) является его «художественное» качество, но иногда это самый сложный атрибут для установления. Возьмем, к примеру, чашечки. Эти не утилитарные чашеобразные углубления являются наиболее распространенным и разнообразным типом доисторических человеческих отметин, однако археологи и антропологи остаются в недоумении относительно их значения или значимости. Являются ли эти работы искусством? Никто пока не знает, хотя кажется разумным предположить, что они имеют какое-то культурное значение, которого должно быть достаточно. В конце концов, наскальное искусство традиционно включает в себя широкий спектр искусственных обозначений, таких как те, которые созданы для обозначения/картографирования территории (геоконтурглифы), изображения звезд, записи событий или иллюстрации мифов и других ритуалов.
Древнейшее наскальное искусство
Датировка этого древнего искусства может быть очень сложным процессом, часто включающим радиометрические и термолюминесцентные методы. Установить хронологию чрезвычайно древних работ эпохи нижнего палеолита (2 500 000-2000 000 лет до н. э.) еще сложнее, не в последнюю очередь потому, что зачастую практически невозможно установить, что определенные отметки являются «рукотворными». Имея это в виду, эксперты полагают, что самым ранним зарегистрированным наскальным искусством являются петроглифы Бхимбетки — серия из 10 чашек и гравюры, которые были обнаружены в 1990-х годах в укрытии из кварцита в Бхимбетке в центральной Индии. Эти отметки датируются по меньшей мере 290 000 лет до н. э., но, вероятно, они намного старше (около 700 000 лет до н. э. или ранее). Подробнее о хронологии и истории гравюр и картин каменного века см.: Хронология доисторического искусства.