Мусорное искусство (junk art)

Мусорное искусство (junk art)

Мусорное искусство: Определение и значение

На протяжении всего 20-го века, в рамках модернистского восстания против использования традиционных материалов в изобразительном искусстве и последующего желания продемонстрировать, что «искусство» может быть сделано из чего угодно, художники создавали скульптуры, ассамбляжи, комбинированные картины/скульптуры и инсталляции из постоянно расширяющегося спектра необычных предметов и материалов. Примером может служить работа 1950-х годов художника-экспериментатора Ричарда Раушенберга, родившегося в Техасе.

Название «мусорное искусство» (junk art) было впервые придумано британским искусствоведом и куратором Лоуренсом Аллоуэем (1926-90) в 1961 году для описания произведений искусства, изготовленных из металлолома, сломанного оборудования, тряпья, древесины, макулатуры и других «найденных» материалов. Прослеживаемое до искусства начала 20-го века Пикассо, Дюшана и Швиттерса, мусорное искусство имеет аналогии в Dada, работах Альберто Бурри (1915-95) и более поздних художников Arte Povera из Италии, испанских художников, таких как Антони Тапиес (р. 1923), и калифорнийском движении Фанк-арта. Это также рассматривается как подвид «найденного искусства», и иногда его называют «мусорным искусством». Его отличительной чертой, однако, остается использование банальных, обычных, повседневных материалов.

Пример ненужного искусства

Очень голодный Бог. 2006 г. Судоб Гупта

Череп, изготовленный из кухонной утвари, кастрюль и сковородок.

Эврика. 1966 г. Жан Тингли

Модернистская скульптура, состоящая из стальных колес, металлических прутьев, труб и различных электродвигателей.

Если исключить спорное утверждение о том, что 3-миллионолетний камень Макапансгат (Университет Витватерсранда, Йоханнесбург) представляет собой старейшее в мире произведение искусства (в данном случае трув или «найденный объект», выбранный за его сходство с человеческим черепом), первым художником по мусору был Марсель Дюшан (1887-1968). Он начал создавать произведения искусства (в основном скульптуры) из мусора и других городских отходов. Его специальностью было «готовое» — массовое изделие, выбранное наугад, изолированное от обычного контекста и представленное как произведение искусства. Примеры готовых работ Дюшана (серия найденных предметов) включают: «Велосипедное колесо» (1913, готовое, металлическое, окрашенное дерево, Центр Помпиду, Париж), «В преддверии сломанной руки» (1915, Художественная галерея Йельского университета) и «Фонтан» (1917, Копия, Галерея Тейт, Лондон).

Еще одним пионером — художником-мусорщиком был ганноверский дадаист Курт Швиттерс (1887-1948), чьим уникальным вкладом в современное искусство был его «Мерцбау» — замысловатая скульптура в смешанной технике, сделанная из бумаги, картона и другого мусора, которая бродила по его дому, в конечном итоге заполнив его полностью.

Кубистические коллажи, созданные Пабло Пикассо (1881-1973) и Жоржем Браком (1882-1963) во время их фазы синтетического кубизма, были еще одним предшественником мусорного искусства. Примеры композитных работ Пикассо включают его скульптуры: «Гитара» (1913, листовой металл и проволока, Музей современного искусства MoMA); «Стакан абсента» (1914, окрашенная бронза с ложкой абсента, Музей современного искусства Нью-Йорка).

Также в Париже в это время был художник украинского происхождения Владимир Татлин (1885-1953), который стал пионером конструктивизма, и русский художник Владимир Баранов-Россин (1888-1944), чья скульптурная симфония № 1 (1913, раскрашенное дерево, картон и измельченная яичная скорлупа, Музей современного искусства MoMA) напоминает мусорную скульптуру Александра Архипенко (1887-1964).

Мусорное искусство становится Движением

Несмотря на усилия вышеупомянутых пионеров, наряду с работами художников межвоенного периода Марселя Жана (1900-93), Жоана Миро (1893-1983) и Андре Бретона (1896-1966) — см. их соответствующие работы «Призрак гардении» (1936, гипсовая голова, раскрашенная ткань, молнии, кинопленка, Музей современного искусства Нью-Йорка); «Объект» (1936, чучело попугая, остатки шелкового чулка, пробковый шар, гравированная карта, Музей современного искусства Нью-Йорка); и «Стихотворение-Объект» (1941, Музей современного искусства Нью — Йорка) — мусорное искусство не объединялось в движение до 1950-х годов, когда такие художники, как Роберт Раушенберг (1925-2008), начали продвигать свои «комбайны» (комбинированная форма живописи и скульптуры), такие как «Кровать» (1955, MoMA, Нью-Йорк) и «Первый прыжок с парашютом» (1961, комбинирует живопись, ткань, металл, кожу, электрическую арматуру, кабель, масляную краску, доску, Музей современного искусства Нью-Йорка).

Тем временем другие скульпторы начали изучать использование городского мусора и других необычных материалов, в том числе влиятельный американский скульптор Дэвид Смит (1906-65) — см. его «Пейзаж реки Гудзон» (1951, сварные стальные детали, Музей американского искусства Уитни); венесуэльский художник Хесус Рафаэль Сото (р. 1923) — см. его скульптуру «Без названия» (1960, дерево, металлические детали, гвозди, Музей современного искусства Нью-Йорка); французский скульптор по текстилю Этьен Мартин (1913-95) — см. его «Пальто» (Жилище 5) (1962, ткань, веревка, кожа, металл, брезент, Центр Джорджа Помпиду); швейцарский кинетический художник Жан Тингли (1928-1991), известный своим саморазрушительным поклонением Нью-Йорку (1960, МоМА, Нью — Йорк), пример своего бренда кинетического искусства; и болгарин Кристо Явачеф (1935-2009) — см. его «Пакет работ на столе» (1961, стол, заваленный завернутыми предметами, Центр Джорджа Помпиду).

Знаменитые Художники-мусорщики

Известным представителем мусорного искусства, по мере его развития в 1960-е годы, был франко-американский художник Арман (Арманд Фернандес) (1928-2005), который стал известен своими необычными коллекциями мусора и предметов, таких как «Милый дом» (1960, ассамбляж из противогазов, Центр Джорджа Помпиду), «Фетиш ногтей» (1963, куча склеенных револьверов, Частная коллекция) и «Скопление нарезанных чайников» (1964, Художественная галерея Уокера, Миннеаполис). Другим известным представителем был марсельский художник Сезар (1921-98), который заработал свою художественную репутацию скульптурами, изготовленными из автомобильных деталей, таких как «Компрессионный Рикар» (1962, компрессионные автомобильные детали, Центр Джорджа Помпиду).

Другими известными художниками-мусорщиками были скульптор Джон Чемберлен, родившийся в Индиане (р. 1927), чьи работы включали «Без названия» (1964, окрашенная сталь с хромом, Музей современного искусства Ниццы), «Без названия» (1968, листовой металл, Национальная галерея современного искусства, Рим) и «Коко-Нор II» (1967, Коллекция Тейт, Лондон); английский фотограф и скульптор Джозеф Гото (1916-94); американец Ричард Станкевич (1923-83), известный своей остроумной парой средних лет (1954, Музей современного искусства, Чикаго).; и скульптор и режиссер Брюс Коннер (1933-2008), известный своими жуткими конструкциями, сделанными из сломанных кукол и старых чулок.

Ассортимент предметов и других современных ненужных материалов, используемых в этом жанре, хорошо проиллюстрирован в работах Джозефа Бойса (1921-86), таких как Евразийская Сибирская симфония (1963, панно, рисунок мелом, войлок, жир, заяц, нарисованный столб, Музей современного искусства Нью-Йорка); Эда Кинхольца (1927-94), таких как «Заднее сиденье Dodge ’38» (1964, автомобиль с укороченным Доджем, смола, краска, стекловолокно, одежда, проволочная сетка, пивные бутылки, штукатурка, Художественный музей округа Лос-Анджелес); Ники де Сен-Фалль (1930-2002), например, ее «Монстр из Суази» (1963, краска, различные предметы, металлическая рама, Центр Джорджа Помпиду); Марисоль (р. 1930), например, ее «Женщина и собака» (1964, дерево, гипс, синтетический полимер, таксидермированная собачья голова и разные предметы, Музей американского искусства Уитни).

Британское мусорное искусство

В 1990-е годы художественная группа, известная как «Молодые британские художники» (YBAs), широко, но противоречиво использовала найденные «предметы» и другой хлам. Дэмиен Херст (р. 1965) выставил ряд таких работ, в том числе «Тысяча лет» (1990, коллекция Саатчи), выполненных из разлагающейся коровьей головы, личинок и мух. Трейси Эмин (р. 1963) выставила «Мою кровать» (1998, коллекция Саатчи), состоящую из ее собственной неубранной кровати с простынями, испачканными потом, и других очень личных вещей, таких как испачканное нижнее белье.

Популярность того, что сейчас рассматривается как вид современного искусства с более современным чувством эстетики, настолько велика, что ненужные объекты начинают появляться во многих различных видах искусства, включая живопись, скульптуру, ассамбляж, инсталляцию и концептуальное искусство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *