Тонкая грань между искусством и порнографией 1

Тонкая грань между искусством и порнографией

Вот уже более 100 лет активисты обращают внимание на изображение женской обнаженной натуры в искусстве. Не пора ли взглянуть на них свежими глазами, спрашивает Лиззи Энфилд.

В то время как кампания Black Lives Matter в Великобритании привлекала внимание всей страны к статуям работорговцев, другой активист подчеркивал, как женщины представлены в гражданских скульптурах. “Просто посмотрите на то, что вас социализируют, чтобы принять как нормальное…” — гласит плакат активиста, ориентированный на памятник возле Траффорд-центра в Манчестере.

На ней изображен сидящий мужчина, купающий ноги в окружении толпы заискивающих полуобнаженных женщин. Еще один знак рядом со статуей в Айове, США – бронзовая женщина топлесс, выгибающая спину и держащая грудь, как будто намеренно усиливая ее декольте – гласит: “Айова как материнская фигура, предлагающая питание своим детям? Да.”

Носитель плаката — артактивист Барби, кукла Барби, позирующая перед произведениями искусства и памятниками, и игривое альтер-эго Сары Уильямсон, старшего преподавателя Хаддерсфилдского университета. Уильямсон начала проект как способ привлечь студентов к феминистским идеям и, в частности, к тому, как женщины изображаются в искусстве. “Таким образом, я могу мягко вовлечь людей в эти разговоры”, — говорит Уильямсон BBC Culture. “Это форма феминистского чревовещания – мой голос, произносимый через третью сторону с AAB [ArtActivistBarbie], является эквивалентом манекена чревовещателя.”

Тонкая грань между искусством и порнографией 3

ArtActivistBarbie позирует с игрушечным тигром в пародии на картину 1889 года «Цирцея» Райта Баркера, изображающую женщину топлесс в окружении львов (Фото: Sarah Williamson/Twitter)

В своем Твиттере Артактивист Барби представляет пародию на картину Райта Баркера «Цирцея» 1889 года, на которой изображена обнаженная женщина в окружении львов. “Я бы хотела соблазнительную молодую красавицу, наполовину раздетую, замкнутую и с какой-нибудь большой дичью», — сказал заказчик”, — говорится в сообщении в Твиттере. “Как насчет Цирцеи, скажем, с 5 или 6 тиграми? » — сказал художник. ” Все будут восхищаться вашим научным интересом к греческой мифологии», — Задумавшись, Артактивистка Барби вопрошает, является ли это изображением классической сцены или тонко завуалированным викторианским порно.

Мы должны научиться смотреть в глаза прошлому и его недостаткам – Мэри Бирд

Профессор классики Мэри Бирд задала аналогичный вопрос в своем телесериале «Шок обнаженной натуры», который вышел в эфир в начале этого года в Великобритании. Программа исследовала множество способов, которыми художники-мужчины пытались оправдать существование обнаженных женщин в своих картинах: лежащие обнаженные женщины изображаются невинно «пойманными», наполовину купающимися или каким-то сонным образом скомпрометированными в состоянии раздевания.

Так что же мы смотрим на искусство или порнографию?

«Это сложный вопрос, и любой, кто думает, что знает ответ, должен поразмыслить немного усерднее!” Профессор Биэрд рассказывает Би-би-си о культуре. “Моя позиция заключается в том, что граница между искусством и порнографией всегда коварна, и суть прошлого в том, что мы должны видеть его как в его собственных терминах, так и в наших. Мы должны научиться смотреть в глаза прошлому и его ошибкам.”

Спорный вопрос

Вот уже более 100 лет феминистки обращают внимание на сексистские взгляды, существующие в мире искусства. В 1914 году суфражистка Мэри Ричардсон напала с топором на Венеру Рокеби Веласкеса. На картине изображена Венера, смотрящая в зеркало, отвернувшись от зрителя задом в центре полотна. Ричардсон утверждал, что ее протест был отчасти вызван тем, как мужчины глазели на картину, которая висит в Лондонской Национальной галерее.

Тонкая грань между искусством и порнографией 4

В 1914 году суфражистка Мэри Ричардсон напала на Венеру Рокеби Веласкеса в знак протеста против ее изображения обнаженной женщины (Кредит: Getty Images)

“Неужели женщины должны быть голыми, чтобы попасть в музей Метрополитен?” — кричал один из плакатов, вывешенных феминистскими активистками искусства Guerrilla Girls в 1980-х годах. В то время казалось, что это так – менее 4% художников в отделе современного искусства музея были женщинами, но 76% обнаженных были женщинами. С помощью умных, резких сообщений, передаваемых через крупномасштабные рекламные щиты, протестующие девушки стремились назвать и пристыдить мир искусства за его непримиримое пренебрежение к женщинам и другим меньшинствам в искусстве.

Если хотите, сравните Обнажённую Маху Гойи с центральным разворотом Плейбоя и скажите мне, что линия не размыта – Ганс Маес

В 2018 году британская художница Соня Бойс использовала другой подход, когда поставила перед аудиторией картину Джона Уильяма Уотерхауса «Гилас и нимфы» из Манчестерской художественной галереи. Место на стене, где висела картина, изображающая стаю полуобнаженных девушек, заманивающих Гиласа в пруд с лилиями, оставалось пустым в течение недели. “Моя цель состояла в том, чтобы привлечь внимание к тому, как музеи принимают решения о том, что видят посетители, в каком контексте и с какой маркировкой”, – сказал Бойс после того, как этот шаг вызвал яростную реакцию с обвинениями в цензуре, политкорректности и феминистском экстремизме. “Снять фотографию означало начать дискуссию, а не спровоцировать бурю в СМИ”. Вопрос об искусстве и порнографии является спорным.

Guerilla Girls

В 1980-х годах феминистские активистки искусства Guerilla Girls спросили: «Должны ли женщины быть голыми, чтобы попасть в музей Метрополитен?’ (Guerilla Girls)

“Границы всегда были размыты”, — говорит Ханс Маес, преподаватель истории искусств в Кентском университете, который много писал на эту тему. “Обычно считается, что порнография имеет две ключевые характеристики: она сексуально откровенна и ее цель-сексуально возбудить зрителя. Что ж, на протяжении всей истории и в разных культурах вы можете найти великие произведения искусства, которые разделяют именно эти характеристики. Подумайте о некоторых мозаиках в Помпеях, скульптурах Камасутры или некоторых откровенных рисунках Густава Климта. Если хочешь, сравни Голую Майю Гойи с разворотом «Плейбоя» и скажи, что линия не размыта.”

В 2014 году художник-перформанс Дебора де Робертис попыталась сделать именно это, выставив себя перед картиной Гюстава Курбе «Происхождение мира» в Музее Орсе в Париже, чтобы воспроизвести крупным планом изображение женских гениталий. Впоследствии ее арестовали за то, что она позировала обнаженной перед «Олимпией» Мане, также в Музее Орсе. Ее целью было поставить вопрос: почему одно изображение человеческого тела определяется как искусство, а другое-как порнография?

Обнажённая Маха Гойя

Обнажённая Маха Гойи (вверху), «Происхождение мира» Курбе и откровенные рисунки Климта — это работы, которые некоторые историки и активисты считают «размытыми линиями» (Кредит: Getty Images)

В прошлом цензура откровенных изображений часто мотивировалась консервативными и религиозными ценностями и опасениями морального разложения. Напротив, феминистки, которые оспаривают объективизацию сексуальных образов, хотят равных прав для женщин, и они опасаются, что распространение объективизирующих образов наносит ущерб этой причине. Во время выступления Бойса в Манчестере на волне обвинений в адрес Харви Вайнштейна, Джеффри Эпштейна и других вспыхнула четвертая волна феминизма, и возникла волна беспокойства о том, как относиться к искусству, созданному в условиях, отличных от наших.

Вам не нужно смотреть очень далеко, чтобы найти примеры. Бенвенуто Челлини настаивал на том, чтобы использовать молодых девственниц в качестве моделей и «лишать их девственности», как только он закончит их рисовать. Эрик Гилл использовал своих дочерей в качестве моделей и подвергал их сексуальному насилию. “Возможно, нам следует различать контекст оценки и контекст созидания”, — говорит Маес Би-би-си. “Если мы знаем, что художник злоупотреблял женщинами и его оскорбительное отношение также проявляется в работе, то это действительно влияет на статус работы. Сама работа покажется вам убогой и морально проблематичной, как только вы осознаете.”

"Гилас и нимфы"

В 2018 году художница Соня Бойс инсценировала удаление картины Джона Уильяма Уотерхауса «Гилас и нимфы» из Манчестерской художественной галереи (Фото: Getty Images)

В недавнем документальном фильме Джеффри Эпштейна на Netflix один из арестованных полицейских комментирует огромное количество обнаженных женщин, выставленных в особняке сексуального преступника. В галерее подобные обнаженные фигуры могут быть предметом восхищения.

Существует своего рода почтение к этим институтам с их языком Старых Мастеров и шедевров, которые мы впитываем бессознательно и приемлемо – Сара Уильямсон

“Ну, это заставляет задуматься, — соглашается Сара Уильямсон. — В наших публичных художественных галереях есть много картин, изображающих молодых девушек, достигших половой зрелости, которые вызывают дискомфорт. Например, Сиринкс Артура Хакера, выставленный в Манчестерской художественной галерее, показывает молодую девушку, обнаженную, выглядящую уязвимой и испуганной, и мне очень неудобно смотреть на нее. Но есть своего рода почтение к этим институтам с их языком Старых Мастеров и шедевров, которые мы впитываем бессознательно и принимаем.”

«‘Голые» или «обнажённые»?

Натюрморт с обнаженными натурщицами по-прежнему является основой художественного образования, и подавляющее большинство натурщиц — женщины; однако в «святости» гостиной жизни эти женщины не голые, а «обнаженные’, и они не раздеваются, а «разоблачаются».

“Но, конечно, мужской взгляд существует в классе рисования натуры”, — говорит Мэри Бирд, которая сама позировала в рамках своего исследования «В шоке от обнаженной натуры». “Существуют различные способы, которыми культура пытается изменить ситуацию, и эти лингвистические приемы используются, чтобы попытаться десексуализировать встречу. Но она есть.”

“Виртуально позировать — это то, чего я надеялась избежать”, — написала модель Фра Бичер в блоге о моделировании жизни онлайн во время блокировки, что иллюстрировало ее собственное осознание мужского взгляда. — Я никогда не позволяю фотографировать себя, когда работаю моделью. Я задавалась вопросом, можно ли примирить мои чувства по поводу фотографии обнаженной натуры с моим страхом появиться обнаженной в Интернете.” Другая модель жизни выражала более грубую озабоченность: вне пределов гостиной участники могли свободно мастурбировать, а не рисовать.

"Le Déjeuner sur l'Herbe" Мане

Еще одна тема артактивиста Барби — «Le Déjeuner sur l’Herbe» Мане, где обнаженную женщину сопровождают двое полностью одетых мужчин (Фото: Getty Images)

Обе проблемы женщин показывают, насколько тонка грань между искусством и порнографией и как сложно пытаться ее преодолеть. Заявление Мэри Бирд в интервью о том, что обнаженная натура всегда рискует стать “мягким порно для элиты”, было встречено оскорбительными сообщениями в комментариях к статье и в Твиттере. Как и Бойс, она обнаружила, что попытка начать дискуссию на эту тему вызывает скорее враждебность, чем интерес.

Вот почему ArtActivistBarbie, разрушающая пластиковую куклу, широко поносимую феминистками за гендерный стереотип, была гениальным ходом со стороны ее создателя. “Вопрос в том, чтобы обсудить и начать смотреть на вещи по-другому”, — говорит Сара Уильямсон. “AAB предлагает веселый и игривый способ сделать это и, делая это, пытается создать мир, в котором есть больше равенства для женщин и где они не просто предмет мужского взгляда.”

В одном из самых комментируемых постов ArtActivistBarbie она позирует на полу галереи перед картиной Мане «Le Déjeuner sur l’herbe». На первом снимке Барби обнажена, как и женщина на картинке, а двое ее спутников-мужчин полностью одеты. Но затем все меняется на противоположное, и Барби появляется в своих радостных лохмотьях, в то время как двое мужчин обнажены.

Это интересное сопоставление, которое, безусловно, заставляет задуматься.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *