Казимир Малевич. Чёрный квадрат

Черный квадрат Казимира Малевича — одно из самых известных творений русского искусства прошлого века. Первый Черный квадрат был написан в 1915 году и стал поворотным пунктом в развитии русского авангарда. Знаменательный 1913 год подходил к концу.

Вскоре Малевичу суждено было вписать свое имя в историю искусства как создателю нового направления в русской живописи — супрематизма. Следующие восемнадцать месяцев он провел в своей студии в Москве, создав около тридцати беспредметных полотен. В этих работах Малевич разработал концепцию, которая первоначально возникла, хотя и частично воплотилась, в «Победе над Солнцем».

1923 г. Казимир Малевич

Черный квадрат. 1923 г. Казимир Малевич

Малевич никого не посвящал в то, над чем он работал в течение всего 1914 года. Он представил свои картины публике в Петрограде в декабре 1915 года на выставке, организованной художниками Москвы и Петрограда, символически озаглавленной «0.10». Последняя выставка футуристов. Малевич опубликовал брошюру, приуроченную к выставке под названием «От кубизма к супрематизму: новый живописный реализм». Новое слово, которое он придумал для этого движения, Супрематизм, предназначалось для обозначения превосходства новой формы.

Тридцать девять полотен, которые Малевич представил на выставке 0.10, были явным вызовом всему, что было раньше в изобразительном искусстве. Картины висели близко друг к другу на стенах, в два ряда, следуя личным предпочтениям художника. Ранее неизвестные изображения в виде геометрических фигур, квадратов и линий буквально сыпались на зрителя. Новые символы Малевича — круги, квадраты и кресты, парящие на белых плоскостях на стенах, — были перенесены в другое пространство и другую сферу смысла.

Больше всего внимания привлекла работа «Черный квадрат», которой было отведено особое место в выставочном пространстве. Позже Малевич писал, что супрематизм можно разделить на три этапа, в соответствии с его тремя квадратами — черным, красным и белым. Самый заметный из трех, Черный квадрат, был нарисован точно и равномерно в монотонном черном тоне, без каких-либо пастозных штрихов.

1915 г. Казимир Малевич

Красный квадрат (Живописный реализм крестьянки в двух измерениях). 1915 г. Казимир Малевич

Философия Казимира Малевича основывалась на всем, что накопилось в литературе и искусстве того периода, и представляла собой полный разрыв со всем, что он пытался сделать ранее. Результатом стало появление новой репрезентативной религии, в которой циферблат был заведен обратно в исходную точку — ноль. Повторяя название выставки, на которой он запустил супрематизм, Малевич установил концепцию «нуля формы». Как он сам писал в книге «От кубизма к супрематизму: Новый живописный реализм»: «Я превратил себя в ноль формы».

Абсолютная простота и открытая непостижимость вызова Малевича другим формам изобразительного искусства вызвали бурю в мире искусства. Чистые формы и кажущееся ясным восприятие Черного квадрата ввели революционный новый способ восприятия картины и посеяли путаницу в рядах старого образа мышления. Теоретический подход художника к расшифровке своего откровения был призван подтвердить новый мировой порядок, который поставил перед собой сложные задачи «перекодирования мира» и общения на ранее неизвестном космическом языке. Позже Малевич даже назвал себя «президентом космоса».

Супрематические картины Малевича воплощают в себе четкое ощущение пространства. Густые местные цвета сражаются между собой в состоянии полной пластической гармонии. Белый фон всегда чист и неразбавлен, придавая его беспредметным картинам ощущение целомудрия и легкости. Отсутствие тяжелых рам усиливает это ощущение легкости и полета в пространстве. Черный квадрат был ключевой картиной и, как таковой, предметом бесконечных разговоров и споров. Ученики и единомышленники Малевича встретили его откровение с восторгом и пониманием и вскоре сами начали создавать произведения, отражающие подавляющее влияние мастера.

Черный квадрат на белом фоне стал символом, базовым элементом в системе искусства супрематизма, шагом в новое искусство. «Черный квадрат» сразу же занял свою нишу в долгой и сложной истории мирового искусства. Об этом явлении было написано много книг и статей, подтверждающих уникальную и избранную природу «Черного квадрата» в контексте искусства двадцатого века.

Что такое Черный квадрат?

Черный квадрат — это дух ощущений, который пронизывает все

«Когда в 1913 году, в отчаянной попытке освободить искусство от балласта объективности, я нашел убежище в квадратной форме и выставил картину, которая состояла не более чем из черного квадрата на белом поле, критики, а вместе с ними и публика вздохнули: «Все, что мы любили, потеряно. Мы в пустыне… Перед нами не что иное, как черный квадрат на белом фоне!»

1923 г. Казимир Малевич

Черный круг. 1923 г. Казимир Малевич

«Квадрат казался непонятным и опасным для критиков и общественности… и этого, конечно, следовало ожидать.

Контуры объективного мира все больше и больше исчезают, и так идет, шаг за шагом, пока, наконец, мир, «все, что мы любили и чем мы жили», не теряется из виду.

Но эта пустыня наполнена духом необъективных ощущений, который пронизывает все.

Но блаженное чувство освобождающей необъективности увлекло меня в «пустыню», где нет ничего реального, кроме чувств… и так чувство стало сутью моей жизни».

Черный квадрат — это чувство

«Это был не «пустой квадрат», который я выставил, а скорее ощущение необъективности.

Я понял, что «вещь» и «понятие» были заменены чувством, и понял ложность мира воли и идеи.

Супрематизм — это повторное открытие чистого искусства, которое с течением времени было затемнено накоплением «вещей».

Но природа и смысл художественного творчества по-прежнему неправильно понимаются, как и природа творчества в целом, потому что чувство, в конце концов, всегда и везде является единственным источником любого творчества.

Эмоции, которые зажигаются в человеческом существе, сильнее, чем сам человек… они должны любой ценой найти выход, они должны принять открытую форму, они должны быть сообщены или приведены в действие».

Черный квадрат — это пустота

Черный квадрат на белом поле, несущий абстракцию к ее окончательному геометрическому упрощению. Критики назвали его «мертвым квадратом» и «пустотой», а также «величайшим из ярмарочных трюков мгновенной культуры». Однако для Малевича этот квадрат символизировал «полную пустоту», поскольку он показывал, как живопись может реализоваться без какой-либо ссылки на конкретную внешнюю реальность. Для него квадрат представлял собой только супрематизм: «превосходство чистого чувства» само по себе. Малевич удаляет специфический предмет, отходя от репрезентации и мимесиса и переходя к чистоте математической геометрии. «Квадрат = чувство, белое поле = пустота за пределами этого чувства.»

Черный квадрат не так прост, как кажется: даже доведя искусство до нулевой степени, как это делает здесь Малевич, он создает подчеркнутое чтение фигуры, которое читается двояко: либо черный квадрат на белом фоне, либо черная дыра, окруженная белой каймой. Каждый объект имеет статический фасад и внутреннюю динамику.

Черный квадрат — это Бог

«Я ищу Бога, я ищу в себе самого себя. Бог — всевидящий, всезнающий, всемогущий, будущее совершенство интуиции как вселенского мира сверхразума. Я ищу Бога, я ищу свое лицо, я уже нарисовал его очертания и стремлюсь воплотиться. И мой разум служит мне путем к тому, что рисуется интуицией.»

Художник, Бесконечность, Супрематизм.

Черный квадрат — это икона

«Образ — это последний путь, образ — это то, что обнажает выход, посредством образа прерывается дальнейший путь, все, что имеет пути, сходится к образу, все пути ведут к образу, особенно если он свят, поэтому я вижу оправдание и истинное значение православного угла, в котором стоит образ, святого образа в отличие от всех других образов и представлений грешников… Угол символизирует, что нет другого пути к совершенству, кроме пути в угол.»

Черный квадрат — это ноль живописи

Малевич провозгласил свою работу «нулем» живописи, что не было ничего другого, что представляла бы живопись, никакого позиционирования, никакого определенного условного изображения. Мета — картина — больше-картина, у которой нет противоположности в репрезентативной живописи, нет картины ее анти-живописи. Ибо репрезентативная живопись должна иметь дело с частностями, в то время как «не-живопись» — это общее отношение, охватывающее остальную вселенную.

Черный квадрат — это картина за пределами живописи

Малевич видел в квадрате ту работу, которая обязательно сохранит спиральную триаду в четвертом измерении, будучи картиной, отрицая живопись, вводя живопись в новый контекст, живопись за пределами живописи. Малевич повесил черный квадрат в центре мира смысла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *