Рафаэль (полное имя Рафаэлло Санци или Санти), итальянский художник и архитектор итальянского Высокого Возрождения. Рафаэль наиболее известен своими мадоннами и своими большими фигурными композициями в Ватикане в Риме. Его работы вызывают восхищение своей ясностью формы и легкостью композиции, а также визуальным достижением неоплатонического идеала человеческого величия.
Рафаэль Санти выдающийся художник и архитектор эпохи Высокого Возрождения
Святой Себастьян / St. Sebastian. 1502г. Рафаэль
Ранние годы в Урбино
Рафаэль был сыном Джованни Санти и Магии ди Баттиста Сиарлы; его мать умерла в 1491 году. Его отец был, по словам художника и биографа 16 века Джорджо Вазари, художником «без особых заслуг.» Однако он был человеком культуры, который находился в постоянном контакте с передовыми художественными идеями, распространенными при дворе Урбино. Он дал своему сыну первое наставление в живописи, и перед своей смертью в 1494 году, когда Рафаэлю было 11 лет, познакомил мальчика с гуманистической философией при дворе.
Урбино стал центром культуры во времена правления герцога Федерико да Монтефельтро, который поощрял искусство и привлекал к своему двору людей выдающихся талантов, в том числе Донато Браманте, Пьеро делла Франческа и Леона Баттиста Альберти. Хотя на Рафаэля повлияли крупные художники Флоренции и Рима, Урбино стал основой для всех его последующих исследований. Кроме того, культурная жизнеспособность города, вероятно, стимулировала исключительную не по годам развитую личность молодого художника, который даже в начале 16 века, когда ему едва исполнилось 17 лет, уже проявил необычайный талант.
Стажировка в Перудже
Ангел (фрагмент алтаря Барончи). 1501г. Рафаэль
Дата прибытия Рафаэля в Перуджу неизвестна, но некоторые ученые относят ее к 1495 году. Первая запись о деятельности Рафаэля как художника содержится в документе от 10 декабря 1500 года, в котором говорится, что молодому художнику, которого к тому времени называли «мастером», было поручено помочь нарисовать алтарь, который должен быть завершен к 13 сентября 1502 года. Из этого ясно, что Рафаэль уже доказал свое мастерство, настолько, что между 1501 и 1503 годами он получил довольно важное поручение — нарисовать Коронацию Девы Марии для часовни Одди в церкви Сан-Франческо, Перуджа (а теперь в Музее Ватикана, Рим). Великий умбрийский мастер Пьетро Перуджино выполнял фрески в Коллегио дель Камбио в Перудже между 1498 и 1500 годами, что позволило Рафаэлю, как члену его мастерской, приобрести обширные профессиональные знания.
Спозализио (Помолвка Девы Марии). 1504г. Рафаэль
В дополнение к этому практическому наставлению, спокойный изысканный стиль Перуджино также повлиял на Рафаэля. Передача ключей Святому Петру, написанная в 1481-82 годах Перуджино для Сикстинской капеллы Ватиканского дворца в Риме, вдохновила Рафаэля на первую крупную работу «Брак Девы Марии» (1504; Галерея Брера, Милан). Влияние Перуджино проявляется в акценте на перспективах, в градуированных отношениях между фигурами и архитектурой, а также в лирической сладости фигур. Тем не менее, даже в этой ранней картине ясно, что чувствительность Рафаэля отличалась от чувствительности его учителя. Расположение фигур менее жестко связано с архитектурой, а расположение каждой фигуры по отношению к другим более неформально и оживленно. Сладость фигур и нежное отношение между ними превосходят все, что есть в работах Перуджино.
Три грации. 1505г. Рафаэль
Три небольшие картины, написанные Рафаэлем вскоре после Женитьбы Девы — «Видение рыцаря», «Три грации» и «Святой Михаил» — являются мастерскими примерами повествовательной живописи, демонстрируя, наряду с юношеской свежестью, зрелую способность контролировать элементы своего собственного стиля. Несмотря на то, что он многому научился у Перуджино, Рафаэль к концу 1504 года нуждался в других моделях для работы; ясно, что его стремление к знаниям заставляло его смотреть за пределы Перуджи.
Переезд во Флоренцию
Вазари смутно рассказывает, что Рафаэль последовал за перуджийским художником Бернардино Пинтуриккио в Сиену, а затем отправился во Флоренцию, привлеченный рассказами о работах, которые Леонардо да Винчи и Микеланджело проводили в этом городе. К осени 1504 года Рафаэль, несомненно, прибыл во Флоренцию. Неизвестно, был ли это его первый визит во Флоренцию, но, как свидетельствуют его работы, около 1504 года он впервые вступил в существенный контакт с этой художественной цивилизацией, которая укрепила все идеи, которые он уже приобрел, а также открыла ему новые и более широкие горизонты. Вазари пишет, что он изучал не только работы Леонардо, Микеланджело и фра Бартоломео, которые были мастерами Высокого Возрождения, но и «старые вещи Мазаччо», пионера натурализма, который ознаменовал отход раннего Возрождения от готики.
Мадонна Бельведерская (Madonna del Prato). 1506г. Рафаэль
Его главными учителями во Флоренции стали Да Винчи и Микеланджело. Многие из работ, выполненных Рафаэлем в период между 1505 и 1507 годами, в частности большая серия Мадонн, включая «Мадонна со щеглом» (около 1505 года; Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонну дель Прато» (около 1505 года; Музей истории искусств, Вена), «Мадонну Эстерхази» (около 1505-07 годов; Музей изящных искусств, Будапешт) и «La Belle Jardiniere» (около 1507 года; Лувр, Париж), отмечены влиянием Леонардо, который с 1480 года жил в Париже. он делал большие инновации в живописи. Особое влияние на Рафаэля оказали картины Леонардо «Мадонна с младенцем и Святой Анной», которые отличаются интимностью и простотой декораций, необычными для искусства 15 века.
Рафаэль изучил флорентийский метод построения своей композиции в глубину с помощью пирамидальных фигурных масс; фигуры сгруппированы как единое целое, но каждая сохраняет свою индивидуальность и форму. Новое единство композиции и подавление несущественного отличает работы, написанные им во Флоренции. Рафаэль также многим обязан технике освещения Леонардо; он умеренно использовал светотень Леонардо (то есть сильный контраст между светом и тьмой), и на него особенно повлияло его сфумато (то есть использование чрезвычайно тонкого, мягкого затенения вместо линии для очерчивания форм и черт). Однако Рафаэль пошел дальше Леонардо, создав новые типы фигур, чьи круглые, нежные лица раскрывают незамысловатые и типично человеческие чувства, но поднятые до возвышенного совершенства и безмятежности.
В 1507 году Рафаэлю было поручено написать картину «Низложение Христа», которая сейчас находится в галерее Боргезе в Риме. В этой работе очевидно, что Рафаэль намеренно стремился узнать у Микеланджело выразительные возможности человеческой анатомии. Но Рафаэль отличался от Леонардо и Микеланджело, которые оба были художниками мрачной интенсивности и волнения, тем, что он хотел развить более спокойный и экстравертный стиль, который служил бы популярной, общедоступной формой визуальной коммуникации.
Последние годы в Риме
Рафаэль был вызван в Рим в конце 1508 года папой Юлием II по предложению архитектора Донато Браманте. В то время Рафаэль был мало известен в Риме, но молодой человек вскоре произвел глубокое впечатление на непостоянного Юлия и папский двор, и его авторитет как мастера рос день ото дня. Рафаэль был наделен красивой внешностью и большим личным обаянием в дополнение к своим потрясающим художественным талантам, и в конце концов он стал настолько популярным, что его называли «принцем художников».»
Рафаэль провел последние 12 лет своей короткой жизни в Риме. Это были годы лихорадочной деятельности и последовательных шедевров. Его первой задачей в городе было написать цикл фресок в анфиладе комнат среднего размера в папских апартаментах Ватикана, в которых жил и работал сам Юлий; эти комнаты известны просто как Станцы. Строфа делла Сегнатура (1508-11) и Строфа д’Элиодоро (1512-14) были украшены практически полностью самим Рафаэлем; фрески в Строфе дель Инсендио (1514-17), хотя и были разработаны Рафаэлем, в основном были выполнены его многочисленными помощниками и учениками.
Афинская школа. 1509г. Рафаэль
Оформление Строфы делла Сеньятура было, пожалуй, величайшей работой Рафаэля. Юлий II был высококультурным человеком, окружившим себя самыми выдающимися личностями эпохи Возрождения. Он поручил Браманте строительство новой базилики Святого Петра взамен первоначальной церкви 4-го века; он призвал Микеланджело оформить его гробницу и заставил его против его воли украсить потолок Сикстинской капеллы; и, почувствовав гениальность Рафаэля, он передал в его руки интерпретацию философской схемы фресок в Строфе делла Сегнатура. Эта тема была историческим оправданием власти римско — католической церкви через неоплатоническую философию.
Парнас. 1510г. Рафаэль
Четыре главные фресковые стены в Станце делла Сегнатура заняты Диспутой и Афинской школой на больших стенах и Парнасом и Кардинальными Добродетелями на меньших стенах. Две самые важные из этих фресок — «Диспута» и «Афинская школа». Диспута, демонстрирующая небесное видение Бога и его пророков и апостолов над собранием представителей, прошлых и настоящих, Римско-католической церкви, приравнивает через свою иконографию торжество церкви и торжество истины. Афинская школа — это сложная аллегория светского знания, или философии, изображающая Платона и Аристотеля в окружении философов прошлого и настоящего в великолепной архитектурной обстановке; она иллюстрирует историческую преемственность платоновской мысли.
Афинская школа, пожалуй, самая известная из всех фресок Рафаэля и одно из кульминационных произведений Высокого Возрождения. Здесь Рафаэль заполняет упорядоченное и стабильное пространство фигурами в богатом разнообразии поз и жестов, которыми он управляет, чтобы одна группа фигур вела к следующей в переплетающемся и взаимосвязанном узоре, привлекая внимание к центральным фигурам Платона и Аристотеля в точке пересечения перспективного пространства. Пространство, в котором собираются философы, определяется пилястрами и бочкообразными сводами большой базилики, основанной на проекте Браманте для нового собора Святого Петра в Риме. Общий эффект фрески-величественное спокойствие, ясность и равновесие.
Триумф Галатеи. 1511г. Рафвэль
Примерно в то же время, вероятно, в 1511 году, Рафаэль написал ещё более светскую картину — «Триумф Галатеи» на вилле Фарнезина в Риме; эта работа, возможно, была самым успешным воплощением живого духа классической античности в эпоху Высокого Возрождения. Между тем, Рафаэль продолжал украшать папские апартаменты после смерти Юлия в 1513 году и в последующем понтификате Льва X до 1517 года. В отличие от обобщенных аллегорий в Строфе делла Сегнатура, украшения во второй комнате, Строфе д’Элиодоро, изображают конкретные чудесные события в истории христианской церкви. Четыре главных сюжета — «Изгнание Гелиодора из Храма», «Чудо в Больсене», «Освобождение Святого Петра» и «Лев I, Остановивший Аттилу».
Эти фрески глубже и богаче по цвету, чем те, что были в предыдущей комнате, и они демонстрируют новую смелость со стороны Рафаэля как в их драматических сюжетах, так и в их необычных эффектах света. Освобождение Святого Петра, например, представляет собой ночную сцену и содержит три отдельных световых эффекта — лунный свет, факел, который несет солдат, и сверхъестественный свет, исходящий от ангела. Рафаэль поручил своим помощникам украсить третью комнату, Stanze dell’Incendio, за исключением одной фрески, «Пожар в Борго», в которой его стремление к более драматическим живописным эпизодам и продолжающееся изучение обнаженных мужчин явно очевидны.
Мадонна Лоретская (Madonna del Velo). 1510г. Рафаэль
Мадонны, которые Рафаэль написал в Риме, показывают, как он отворачивается от спокойствия и мягкости своих ранних работ, чтобы подчеркнуть качества энергичного движения и величия. Его «Мадонна Альба» (1508; Национальная галерея, Вашингтон) олицетворяет безмятежную сладость флорентийских мадонн, но демонстрирует новую зрелость эмоционального выражения и высочайшую техническую изощренность в позах фигур. За ней последовали «Мадонна ди Фолиньо» (1510; Музей Ватикана) и «Сикстинская Мадонна» (1513; Gemaldegalerie, Дрезден), которые демонстрируют как богатство цвета, так и новую смелость в композиционных изобретениях, характерных для римского периода Рафаэля.
Некоторые из его других поздних мадонн, такие как «Мадонна Франциска I» (Лувр), замечательны своей изысканной элегантностью. Помимо других своих достижений, Рафаэль стал самым значимым портретистом в Риме в течение первых двух десятилетий 16-го века. Он ввел новые типы представления и новые психологические ситуации для своих натурщиков, как это видно на портрете Льва X с двумя кардиналами (1517-19; Уффици, Флоренция). Лучшей работой Рафаэля в этом жанре, пожалуй, является Портрет Бальдассаре Кастильоне (1516; Лувр), блестящее и захватывающее исследование характера.
Лев X поручил Рафаэлю спроектировать 10 больших гобеленов для развешивания на стенах Сикстинской капеллы. Семь из десяти карикатур (полноразмерные подготовительные рисунки) были завершены к 1516 году, а гобелены, сотканные после них, были повешены в часовне к 1519 году. Сами гобелены все еще находятся в Ватикане, в то время как семь оригинальных рисунков Рафаэля находятся в британской королевской коллекции и выставлены в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Эти карикатуры изображают «Поручение Христа Петру», «Чудесный Глоток Рыбы», «Смерть Анании», «Исцеление Хромого», «Ослепление Элимы», «Жертвоприношение в Листре» и «Проповедь святого Павла в Афинах». В этих картинах Рафаэль создал прототипы, которые повлияют на европейскую традицию повествовательной исторической живописи на века вперед. Картины демонстрируют острое чувство драмы Рафаэля, его использование жестов и мимики для выражения эмоций, а также включение достоверных физических параметров как из природного мира, так и из древнеримской архитектуры.
В то время как он работал в Станце делла Сеньятура, Рафаэль также сделал свою первую архитектурную работу, спроектировав церковь Святого Элихио дельи Орефичи. В 1513 году банкир Агостино Киджи, чью виллу Фарнезина Рафаэль уже украсил, поручил ему спроектировать и украсить свою погребальную часовню в церкви Санта Мария дель Пополо. В 1514 году Лев X выбрал его для работы над базиликой Святого Петра вместе с Браманте; и когда Браманте умер позже в том же году, Рафаэль взял на себя руководство работой, изменив планы церкви с греческого, или радиального, на латинский, или продольный, дизайн.
Рафаэль также был увлеченным исследователем археологии и древней греко-римской скульптуры, отголоски которой видны в его картинах, изображающих человеческую фигуру в римский период. В 1515 году Лев X поручил ему следить за сохранностью мрамора с ценными латинскими надписями; два года спустя он был назначен комиссаром по древностям города и составил археологическую карту Рима. К этому времени Рафаэль был назначен ответственным практически за все различные художественные проекты папства в Риме, включая архитектуру, живопись и украшения, а также сохранение древностей.
Последний шедевр Рафаэля — «Преображение» (заказано в 1517 году), огромный алтарь, который был незакончен после его смерти и завершен его помощником Джулио Романо. Сейчас она висит в музее Ватикана. «Преображение» — это сложная работа, которая сочетает в себе крайнюю формальную полировку и элегантность исполнения с атмосферой напряженности и насилия, передаваемой взволнованными жестами тесно сгрудившихся групп фигур. Это показывает новую чувствительность, которая подобна предвидению нового мира, бурного и динамичного; по своему чувству и композиции он положил начало маньеристскому движению и тяготеет к выражению, которое можно даже назвать барочным.
Рафаэль умер в свой 37-й день рождения. Заупокойная месса в его честь была отслужена в Ватикане, его «Преображение» было помещено во главе гроба, а тело похоронено в Пантеоне в Риме.