Поль Гоген, полное имя Эжен-Анри-Поль Гоген, французский художник, гравер и скульптор, который стремился достичь «примитивного» выражения духовных и эмоциональных состояний в своих работах. Художник, чьи работы были отнесены к категории постимпрессионистов, синтетистов и символистов, особенно хорошо известен своими творческими отношениями с Ван Гогом, а также своим добровольным изгнанием на Таити, Французская Полинезия. Его художественные эксперименты повлияли на многие авангардные разработки в начале 20-го века.
В прежние времена / Mata Mua (In Olden Times). 1892г. Поль Гоген
Начало
Гоген был сыном журналиста из Орлеана и матери перуанского происхождения. После государственного переворота Наполеона III Гоген и его семья переехали в 1851 году в Лиму, Перу; четыре года спустя, после смерти его отца, семья вернулась во Францию. В возрасте 17 лет Гоген поступил на службу в торговый флот и в течение шести лет плавал по всему миру. Его мать умерла в 1867 году, оставив законную опеку над семьей бизнесмену Гюставу Арозе, который после оставления Гогеном торгового флота обеспечил ему должность биржевого маклера и познакомил его с датчанкой Метте Софи Гад, на которой Гоген женился в 1873 году.
Художественные пристрастия Гогена впервые пробудились у Арозы, у которой была коллекция, включавшая работы Камиля Коро, Эжена Делакруа и Жан-Франсуа Милле, а также у его коллеги-биржевого маклера Эмиля Шуффенекера, с которым он начал рисовать. Вскоре Гоген начал получать художественное образование и часто посещать мастерскую, где он мог рисовать с натурщицы. В 1876 году его «Пейзаж в Вирофле» был принят на официальную ежегодную выставку во Франции — Салон. У него развился вкус к современному авангардному движению импрессионизма, и в период с 1876 по 1881 год он собрал личную коллекцию картин таких деятелей, как Эдуард Мане, Сезанн, Камиль Писсарро, Моне и Йохан Бартольд Йонгкинд.
Гоген познакомился с Писсарро примерно в 1875 году и начал учиться у поддерживающего его старшего художника, сначала изо всех сил пытаясь овладеть техникой живописи и рисунка. В 1880 году он был включен в пятую выставку импрессионистов, приглашение на которую было повторено в 1881 и 1882 годах. Он проводил каникулы, рисуя с Писсарро и Сезанном, и начал заметно прогрессировать. В этот период он также вошел в круг художников-авангардистов, в который входили Мане, Дега и Ренуар.
Христос в Масличном саду / Christ in the Garden of Olives. 1889г. Поль Гоген
Гоген потерял работу, когда французский фондовый рынок рухнул в 1882 году, и это событие он рассматривал как позитивное событие, потому что оно позволило бы ему «рисовать каждый день». В попытке поддержать свою семью он безуспешно искал работу у торговцев произведениями искусства, продолжая при этом ездить в сельскую местность, чтобы рисовать с Писсарро. В 1884 году он перевез свою семью в Руан, Франция, и устроился на случайную работу, но к концу года семья переехала в Данию, ища поддержки семьи Метте. Не имея работы, Гоген мог свободно заниматься своим искусством, но столкнулся с неодобрением семьи своей жены; в конце 1885 года он вернулся со своим старшим сыном в Париж.
Гоген участвовал в восьмой и последней выставке импрессионистов в 1886 году, показав 19 картин и резной рельеф из дерева. Однако его собственные работы привлекли мало внимания, затмеваемые огромным воскресным днем Жоржа Сера на La Grand Jatte-1884 (1884-86). Разочарованный и обездоленный, Гоген начал делать керамические сосуды для продажи, и в то лето он совершил поездку в Пон-Авен во Франции, в Бретани, в поисках более простой и экономной жизни. После суровой зимы там Гоген отплыл на французский карибский остров Мартиника с художником Шарлем Лавалем в апреле 1887 года, намереваясь «жить как дикарь».
Его работы, написанные на Мартинике, такие как «Тропическая растительность» (1887) и «У моря» (1887), показывают его все больший отход от импрессионистской техники в этот период, поскольку теперь он работал с цветными блоками в больших немодулированных плоскостях. Вернувшись во Францию в конце 1887 года, Гоген проявил экзотическую индивидуальность, указав на свое перуанское происхождение как на элемент «примитивизма» в его собственной природе и художественном видении.
Ранняя зрелость
Натюрморт «Рипипонт»/ Still Life «Ripipont». 1889г. Поль Гоген
Летом 1888 года Гоген вернулся в Пон-Авен в поисках того, что он назвал «разумным и откровенным возвращением к началу, то есть к примитивному искусству». Там к нему присоединились молодые художники, в том числе Эмиль Бернар и Поль Серюзье, которые также искали более прямое выражение в своей живописи. Гоген сделал шаг к этому идеалу в своем первоначальном видении «После Проповеди» (1888), картины, в которой он использовал широкие плоскости цвета, четкие контуры и упрощенные формы. Гоген ввел термин «Синтетизм» для описания своего стиля в этот период, имея в виду синтез формальных элементов его картин с идеей или эмоцией, которые они передавали.
Гоген выступал в качестве наставника для многих художников, собравшихся в Пон-Авене, призывая их больше полагаться на чувства, чем на прямое наблюдение, связанное с импрессионизмом. Действительно, он советовал: «Не копируйте слишком много после природы. Искусство — это абстракция: извлекайте из природы, мечтая перед ней, и концентрируйтесь больше на создании, чем на конечном результате». Гоген и окружающие его художники, которые стали известны как школа Пон-Авена, начали быть декоративными в общих композициях и гармониях своих картин. Гоген больше не использовал линию и цвет для воспроизведения реальной сцены, как он делал это в качестве импрессиониста, а скорее исследовал способность этих изобразительных средств вызывать у зрителя определенные чувства.
В конце октября 1888 года Гоген отправился в Арль, на юг Франции, чтобы погостить у Ван Гога (отчасти в качестве одолжения брату ван Гога, Тео, торговцу произведениями искусства, который согласился представлять его интересы). В начале того же года ван Гог переехал в Арль, надеясь основать «Студию Юга», где художники-единомышленники собирались, чтобы создать новое, лично выразительное искусство. Однако, как только появился Гоген, два непостоянных художника часто вступали в жаркие споры о предназначении искусства. Стиль работ двух мужчин этого периода был классифицирован как постимпрессионизм, потому что он показывает индивидуальное, личное развитие использования импрессионизмом цвета, мазка кисти и нетрадиционной тематики.
Например, «Старухи из Арля» Гогена (1888) изображает группу женщин, движущихся по плоскому, произвольно задуманному ландшафту в торжественной процессии. Как и в большинстве своих работ этого периода, Гоген наносил густую краску в тяжелой манере на необработанный холст; в его грубой технике и в сюжете религиозных крестьян художник нашел нечто, приближающееся к его расцветающему «примитивному» идеалу. Гоген планировал остаться в Арле до весны, но его отношения с ван Гогом стали еще более бурными. После того, что, по утверждению Гогена, было попыткой напасть на него с бритвой, ван Гог изуродовал свое левое ухо. Затем Гоген уехал в Париж, пробыв там всего два месяца.
В течение следующих нескольких лет Гоген попеременно жил то в Париже, то в Бретани. В Париже он познакомился с авангардными литературными кругами поэтов-символистов, таких как Стефан Малларм, Артур Рембо и Поль Верлен. Эти поэты, выступавшие за отказ от традиционных форм, чтобы воплотить внутреннюю эмоциональную и духовную жизнь, видели свой эквивалент в изобразительном искусстве в творчестве Гогена. В знаменитом эссе в «Меркюр де Франс» в 1891 году критик Альберт Орье объявил Гогена лидером группы художников-символистов и определил его работу как «идейную, символическую, синтетическую, субъективную и декоративную».
Обнаружив, что Пон-Авен избалован туристами, Гоген переехал в отдаленную деревню Ле-Полду. Там, в усиленном стремлении к грубому выражению, он начал сосредотачиваться на древних памятниках средневековой религии, крестах и голгофах, включая их простые, жесткие формы в свои композиции, как это видно в «Желтом Христе» (1889). В то время как такие работы строились на уроках цвета и мазка кисти, которые он извлек из французского импрессионизма, они отвергали уроки перспективного пространства, которые были разработаны в западном искусстве со времен Возрождения.
Он выразил свое отвращение к коррупции, которую видел в современной западной цивилизации в резном и раскрашенном деревянном рельефе «Будь влюблен, и ты будешь счастлив» (1889), в котором фигура в левом верхнем углу, скорчившаяся, чтобы скрыть свое тело, должна была представлять Париж как, по его словам, «гнилой Вавилон».» Как показывают такие работы, Гоген начал тосковать по более удаленной среде, в которой можно было бы работать. После рассмотрения и отказа от северного Вьетнама и Мадагаскара он подал заявку на получение гранта от французского правительства для поездки на Таити.
Таити
У моря. 1892г. Поль Гоген
Гоген прибыл в Папеэте в июне 1891 года. Он пришел с романтическим образом Таити как нетронутого рая, частично заимствованным из романа Пьера Лоти «Мариаж де Лоти» (1880). Разочарованный тем, до какой степени французская колонизация фактически развратила Таити, он попытался погрузиться в то, что, по его мнению, было подлинными аспектами культуры. Он использовал таитянские названия, такие как Фатата те мити (1892; «У моря») и Манао тупапау (1892; «Дух мертвых, наблюдающий»), использовал океаническую иконографию и изображал идиллические пейзажи и наводящие на размышления духовные установки. В попытке еще больше отдалиться от унаследованных западных условностей, Гоген подражал океанским традициям в своих скульптурах и гравюрах на дереве этого периода, которым он придавал намеренно грубый вид.
Гоген вернулся во Францию в июле 1893 года, полагая, что его новая работа принесет ему успех, который так долго ускользал от него. Более чем когда-либо художник повлиял на образ экзотического аутсайдера, продолжая знаменитый роман с женщиной, известной как «Анна Яванская». В 1894 году он задумал опубликовать книгу своих впечатлений о Таити, иллюстрированную его собственными гравюрами на дереве, под названием «Ноа Ноа». Однако этот проект и персональная выставка в галерее Поля Дюран-Рюэля не встретили особого одобрения, и в июле 1895 года он в последний раз покинул Францию и отправился на Таити.
До 1890-х годов Гоген сглаживал свои образы с иногда неудачными результатами, но в течение этого десятилетия его «примитивизм» стал менее навязчивым. Влияние Ж.-А.-Д. Энгра и Пьера Пюви де Шаванна привело его к созданию все более округлых и смоделированных форм и более извилистой линии; в результате образы Гогена стали более пышными и более естественно поэтическими, поскольку он разработал чудесно оркестрованные тональные гармонии. Он достиг совершенного выражения своего развивающегося видения в 1897 году в своей главной таитянской работе «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» (1897). Огромное созерцание жизни и смерти, рассказанное через серию фигур, начиная с ребенка и заканчивая сморщенной старухой, работа окружена сказочной, поэтической аурой, которая необычайно сильна.
Испытывая все большее отвращение к растущему западному влиянию во французской колонии, Гоген снова искал более отдаленную среду обитания, на этот раз на острове Хива-Оа на Маркизских островах, куда переехал в сентябре 1901 года. Он купил там землю и с помощью своих соседей построил дом, который назвал «домом удовольствий». Задуманный как полное произведение искусства, украшенное искусно вырезанными фризами, дом, возможно, был вдохновлен работами маори, которые он видел в Окленде, Новая Зеландия. К 1902 году запущенный случай сифилиса ограничил его подвижность, и он сосредоточил оставшуюся энергию на рисовании и письме, особенно на своих мемуарах «Avant et apres». После ссоры с французскими властями он подумывал о том, чтобы снова переехать, на этот раз в Испанию, но его ухудшающееся здоровье и ожидающийся судебный процесс запрещали какие-либо изменения. Он умер в одиночестве в своем «доме удовольствий».
Итог
Жена короля / The King’s Wife. 1896г. Поль Гоген
Влияние Гогена было огромным и разнообразным. Его наследие частично основано на его драматическом решении отказаться от материализма современной культуры в пользу более духовного, свободного образа жизни. Оно также покоится на его неустанных экспериментах. Ученые уже давно отождествляют его с целым рядом стилистических движений, и проблема определения его творчества, особенно поздней работы, свидетельствует об уникальности его видения. Наряду с работами его великих современников, Сезанна и Ван Гога, инновации Гогена вдохновили целое поколение художников. В 1889-90 годах многие молодые последователи, собравшиеся вокруг него в Пон-Авене, использовали идеи Гогена для создания группы Наби.
Норвежский художник Мунк многим обязан использованию линии Гогеном, а художники группы фов, в частности Матисс, извлекли выгоду из его использования цвета в своих собственных смелых композициях. В Германии также влияние Гогена было сильным в работах немецких экспрессионистов, таких как Эрнст Людвиг Кирхнер. Использование Гогеном океанической иконографии и его стилистические упрощения сильно повлияли на молодого Пабло Пикассо, вдохновив его на собственную оценку африканского искусства и, следовательно, на эволюцию кубизма. Таким образом, благодаря своим стилистическим достижениям и отказу от эмпирической репрезентации в пользу концептуальной репрезентации, Гоген помог открыть двери для развития искусства 20-го века.
D. C., E. B.