Литература — это художественная форма языка, а слова — его инструменты. Как художник использует краски, как музыкант использует музыкальные инструменты, как скульптор использует камень и резец, так и писатель использует слова.
Слова имеют определенное значение. Это первый пункт, на который должен обратить внимание каждый писатель, хотя, конечно, не каждый писатель отвечает на этот вопрос так, как только что ответили мы.
На самом деле стало модным говорить, что язык произволен, а определения — это, в лучшем случае, приближения. Действительно, многие писатели принимают эти принципы, даже не осознавая, что они их приняли, и не обращая никакого внимания на тот факт, что на самом деле невозможно писать четко, если вы не знаете значения слов, которые вы используете.
Если вы не знаете значения слов, которые используете, ваше письмо будет неясным, и читатели не поймут ваших намерений. Ясность является приоритетом номер один во всех вопросах стиля письма. Безусловно, верно, что язык развивается, и что слова развивают нюансы и новые значения. Это естественно и хорошо.
Этот естественный процесс, однако, не отрицает объективности, а как раз наоборот: эволюционный процесс языка постепенен, так что в любой данный период слова, которые вы используете, действительно обладают определенным значением. Если слово не имеет определенного значения, это не слово (и есть примеры этого: “постмодернизм” — один из них).
То, что мы только что описали, — это место, из которого должен исходить каждый писатель: слова обладают определенным значением. И это только начало. Этот момент очень важно отметить, потому что это основа, на которой строится все остальное литературное знание. Но чтобы полностью понять природу слов, мы должны спросить себя: что такое слова, в точности?
Слова — это то, что философы называют абстракциями. Абстракции — это человеческий метод постижения вещей в природе. Наш мозг работает с помощью абстракций, то есть понятий, которые, по сути, являются словами. Не менее сложной абстракцией для развивающегося ума могут стать различные произведения искусства и литературы. Чтобы этого не произошло, загляните на сайт https://www.sochinyashka.ru/, на котором собраны сочинения, пересказы, описания картин и прочее, для всех возрастов и направлений развития.
Например, когда в детстве вы впервые открыли для себя значение слова “карандаш”, вам нужно было в какой — то момент показать, что на самом деле представляет собой карандаш, то есть этот объект. Как только вы узнали, что именно это означает слово “карандаш”, это слово было поглощено и сохранено вашим мозгом, так что после этого, когда вы услышали или увидели слово “карандаш”, вы автоматически знали, что такое карандаш. Вы схватили действительную вещь в реальности — это карандаш, — и это знание проложило вам путь к тому, чтобы отличить ее, например, от ручки или карандаша.
Это, в двух словах, единственный человеческий метод обучения, которым наделяет нас язык. Таким образом, вы сами научились осмысленно использовать слово карандаш: предложение “Я пишу карандашом” стало для вашего ума не непонятной цепочкой слов, а обозначало действие, которое вы поняли.
Тот самый процесс, который я только что описал, — это, в сокращенной форме, процесс, через который мы все должны пройти, изучая каждое слово, которое мы знаем.
Искусство письма — это тот же самый процесс, но в более интенсивной форме.
Почему это так важно?
Искусство по определению — это коммуникация — общение между художником и аудиторией. Если это не заразно, это не искусство.
Если в своей литературе вы отвергнете представление о том, что язык является определенным, вы не только собьете с толку и расстроите своих читателей, но и, что еще хуже, вы собьете с толку и расстроите себя, потому что не будете знать значения вещей, которые вы пытаетесь передать.
И именно поэтому разборчивость является отличительной чертой хорошего искусства.