Леонардо да Винчи — итальянский художник, рисовальщик, скульптор, архитектор и инженер, чей гений, возможно, больше, чем у любой другой фигуры, воплощал гуманистический идеал эпохи Возрождения. Его «Тайная вечеря» (1495-97) и «Мона Лиза» (1503-06) являются одними из самых популярных и влиятельных картин эпохи Возрождения. Его записные книжки раскрывают дух научного исследования и изобретательности в области механики, которые на столетия опередили свое время.
Благовещение / Annunciation. 1475г. Леонардо да Винчи
Уникальная слава, которой Леонардо пользовался при жизни и которая, отфильтрованная и очищенная исторической критикой, осталась незамутненной до наших дней, основана на столь же уникальной универсальности его духа. Универсальность Леонардо — это нечто большее, чем многогранность. Правда, во времена Возрождения и периода гуманизма многосторонность была высоко ценимым качеством, но она отнюдь не была редкостью. Им обладали многие другие хорошие художники. С другой стороны, универсальность Леонардо была духовной силой, особенно его собственной, которая порождала в нем безграничное стремление к знаниям и направляла его мышление и поведение. Художник по характеру и способностям, он обнаружил, что его глаза были его главным путем к знанию; для Леонардо зрение было высшим органом чувств человека, потому что только зрение передавало факты опыта немедленно, правильно и с уверенностью.
Следовательно, каждое воспринимаемое явление становилось объектом познания. Сапер ведере («знание того, как видеть») стал главной темой его исследований произведений человека и творений природы. Его творчество охватывало все сферы, в которых используется графическое изображение: он был художником, скульптором, архитектором и инженером. Но он пошел еще дальше. Его превосходный интеллект, его необычная наблюдательность и его мастерство в искусстве рисования привели его к изучению самой природы, к которому он стремился с помощью метода и проницательной логики — и в котором его искусство и его наука были одинаково раскрыты.
Ранний период: Флоренция
Незаконнорожденный сын сира Пьеро, флорентийского нотариуса и землевладельца, Леонардо родился в родовом поместье своего отца. Его мать, Катерина, была молодой крестьянкой, которая вскоре после этого вышла замуж за ремесленника из этого региона. Только после третьего и четвертого браков жены сира Пьеро обзавелись детьми, первый из которых состоялся в 1476 году, когда Леонардо был уже взрослым. Таким образом, Леонардо вырос в доме своего отца, где с ним обращались как с законным сыном, и получил обычное начальное образование того времени: чтение, письмо и арифметику. Что касается латыни, ключевого языка традиционного обучения, то Леонардо всерьез изучал ее гораздо позже, когда самостоятельно приобрел практические знания. Только когда ему исполнилось 30 лет, он применил себя к высшей математике — продвинутой геометрии и арифметике, — которую он изучал с прилежным упорством; но и здесь он не продвинулся дальше начальных этапов.
Художественные наклонности Леонардо, должно быть, проявились рано. Когда ему было около 15 лет, его отец, пользовавшийся высокой репутацией во флорентийской общине, отдал его в ученики Андреа дель Верроккьо. В знаменитой мастерской Верроккьо Леонардо получил разностороннюю подготовку, которая включала в себя не только живопись и скульптуру, но и технико-механические искусства. Он также работал в соседней мастерской Антонио Поллайоло, где его, вероятно, впервые привлекло изучение анатомии. В 1472 году Леонардо был принят в гильдию художников Флоренции, но еще пять лет оставался в мастерской своего учителя. Затем он самостоятельно работал во Флоренции до 1481 года. В немногих дошедших до нас произведениях этого раннего периода можно ясно проследить развитие замечательного таланта художника. Выделяются наблюдательность и творческое воображение.
Святой Иероним / Saint Jerome. 1481г. Леонардо да Винчи
Раннее мастерство Леонардо да Винчи раскрывается в ангеле и фрагменте пейзажа, выполненных им в картине Верроккьо «Крещение Христа» (Уффици, Флоренция) и в двух Благовещениях (Уффици, а также в Лувре, Париж), оба из которых выполнены в мастерской Верроккьо, как и «Мадонна с гвоздикой», «Мадонна Бенуа» и «Портрет Джиневры де Бенчи».» Это мастерство достигло своего пика в двух картинах, которые остались незаконченными: «Св. Иероним» и большая панельная картина «Поклонение волхвов». В дополнение к этим немногочисленным картинам существует огромное количество превосходных рисунков пером и карандашом, в которых мастерство Леонардо проложило новые пути для этого графического искусства. Среди рисунков много технических эскизов — например, насосы, военное оружие, механические устройства — свидетельство интереса Леонардо к техническим вопросам и его знаний в начале его карьеры.
Раскрытие гения Леонардо: первый миланский период (1482 — 1499)
В 1482 году Леонардо поступил на службу к герцогу Миланскому — удивительный шаг, если учесть, что 30-летний художник только что получил первые существенные заказы из своего родного города Флоренции: вышеупомянутая незаконченная панно «Поклонение волхвов» для монастыря Святого Донато Скопето (1481) и алтарная картина для часовни Святого Бернарда в Палаццо делла Синьория, которая так и не была выполнена. То, что он отказался от обоих проектов, несмотря на взятые на себя обязательства — даже не начав со второго, — по-видимому, указывает на более глубокие причины его ухода из Флоренции. Возможно, довольно утонченный дух неоплатонизма, господствовавший во Флоренции Медичи, шел вразрез с его ориентированным на опыт умом, и его привлекала более реалистичная академическая атмосфера Милана. Кроме того, он был очарован блестящим двором Людовико Сфорца и значимыми проектами, ожидавшими его там.
Леонардо провел в Милане 17 лет, вплоть до отстранения Людовико от власти в 1499 году. Он был внесен в реестр королевского двора как pictor et ingeniarius ducalis («художник и инженер герцога»). Высоко ценимый, Леонардо постоянно был занят как художник и скульптор, а также как дизайнер придворных фестивалей. Он также часто консультировался в качестве технического консультанта в области архитектуры, фортификации и военных вопросов, а также служил инженером-гидравликом и механиком.
На этом этапе своей жизни гений Леонардо раскрылся в полной мере, во всей своей многогранности и творчески мощной художественной и научной мысли, достигнув того качества уникальности, которое вызывало благоговейный трепет и удивленное восхищение его современников. В то же время, в безграничности целей, которые он ставил перед собой, гений Леонардо нес на себе отпечаток недостижимого, так что, если проследить контуры его жизненного дела в целом, возникает искушение назвать его грандиозной «незаконченной симфонией».
Живопись и скульптура
Тайная вечеря / The Last Supper. 1497г. Леонардо да Винчи
Художник Леонардо за 17 лет работы в Милане завершил всего шесть работ: портреты Сесилии Галлерани («Дама с горностаем») и музыканта, алтарную картину «Дева скал» (две версии), монументальную настенную роспись «Тайной вечери» в трапезной монастыря Ст. Мария делле Грацие (1495-97) и декоративная роспись потолка Сала делле Ассе в миланском замке Сфорцеско (1498). Три другие картины, которые, согласно старым источникам, Леонардо было поручено сделать, исчезли или никогда не были сделаны: «Рождество», как говорят, принадлежало императору Максимилиану; «Мадонна», которую Людовико Сфорца объявил в подарок венгерскому королю Матиасу Корвину; и портрет одной из любовниц Людовико, Лукреции Кривелли.
Также незаконченным был грандиозный скульптурный проект, который, по-видимому, был настоящей причиной приглашения Леонардо в Милан: монументальная конная статуя из бронзы, которая будет установлена в честь Франческо Сфорца, основателя династии Сфорца. Леонардо посвятил этой задаче 12 лет — с перерывами. Существует множество его набросков, самые впечатляющие из которых были обнаружены только в середине 20-го века, когда в Мадриде снова появились две записные книжки Леонардо. Они раскрывают величие, но также и почти нереальную смелость его концепции. В 1493 году глиняная модель лошади была выставлена на всеобщее обозрение по случаю бракосочетания императора Максимилиана с Бьянкой Марией Сфорца, и были сделаны приготовления к отливке колоссальной фигуры, которая должна была быть высотой 16 футов (пять метров) — вдвое больше конной статуи Бартоломео Коллеони Верроккьо! Но из-за неминуемой опасности войны металл, готовый к заливке, вместо этого использовался для пушек, и поэтому проект был остановлен. Падение Людовико в 1499 году решило судьбу этого неудачного предприятия, которое, возможно, было самой грандиозной концепцией памятника в 15 веке. Разрушительные последствия войны превратили глиняную модель в груду руин.
Мадонна в скалах / Virgin of the Rocks. 1486г. Леонардо да Винчи
Мастер-художник Леонардо содержал мастерскую в Милане, нанимая учеников. Роль большинства из этих партнеров неясна. Их деятельность связана с вопросом о так называемых апокрифических работах Леонардо, в которых мастер сотрудничал со своими помощниками. Ученые не смогли прийти к согласию в своих атрибуциях работ, к которым относятся такие картины, как «Красавица Ферроньер» в Лувре, так называемая «Лукреция Кривелли» в Пинакотеке Амброзиана в Милане и «Мадонна Литта» в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (бывший Ленинград). Среди учеников Леонардо в это время были Джованни Антонио Больтраффио, Амброджо де Предис, Бернардино де Конти, Франческо Наполетано, Андреа Солари, Марко д’Огджоно и Салаи.
Искусство и наука
Миланские годы также ознаменовались решительным поворотом Леонардо к научным исследованиям. Он начал заниматься ими систематически и с такой интенсивностью, что они требовали все больше и больше его времени и энергии и превратились в независимую сферу творческой продуктивности. Теперь в нем возникла растущая потребность отмечать и записывать в литературной форме каждое из своих восприятий и переживаний. Это уникальное явление в истории искусства. Несомненно, несколько трактатов по искусству, которые появились или были доступны в течение этих десятилетий, послужили внешним стимулом. «De re aedificatoria» Леона Баттисты Альберти (Десять книг по архитектуре) была впервые напечатана в 1485 году; трактат Франческо ди Джорджо об архитектуре был доступен в его первых рукописных версиях, и Леонардо получил копию от автора в подарок. Более того, Пьеро делла Франческа в своей книге «De prospectiva pingendi» («О перспективе в живописи») предоставил своим современникам образцовый текст по теории перспективы. Наконец, был математик Лука Пачоли, который познакомился с Леонардо. В 1494 году Пачоли опубликовал свою «Сумму геометрических перспектив и пропорций», за которой последовала «Божественная пропорция» («О божественной пропорции»), для которой Леонардо рисовал фигуры симметричных тел.
Таким образом, за годы пребывания Леонардо в Милане два «поля действия» — художественное и научное — развили и сформировали его будущее творчество. Это был своего рода творческий дуализм, с взаимным поощрением, но и взаимным давлением со стороны каждой области.
Второй флорентийский период (1500 — 1506)
В декабре 1499 года или самое позднее в январе 1500 года — через три месяца после победоносного вступления французов в Милан — Леонардо покинул этот город в компании Лукаса Пачоли. Сначала он остановился в Мантуе, где в феврале 1500 года нарисовал портрет своей хозяйки, маркизы Изабеллы д’Эсте, а затем отправился в Венецию (в марте), где синьория (управляющий совет) обратилась к нему за советом о том, как отразить угрозу турецкого вторжения во Фриули. Леонардо рекомендовал им подготовиться к наводнению угрожаемого региона. Из Венеции он вернулся во Флоренцию, где после долгого отсутствия был встречен с одобрением и почетом как знаменитый родной сын. В том же году он был назначен архитектурным экспертом в комиссию по расследованию ущерба, нанесенного фундаменту и структуре церкви Святого Франческо аль Монте. Гость ордена сервитов в монастыре СС. Аннунциата, Леонардо начал там карикатуру на картину «Дева с младенцем со Святой Анной», композиция которой вызвала восхищение у художников и любителей искусства города. Он также написал (1501) «Мадонну с моталкой пряжи», которая сохранилась только в копиях и которую он, вероятно, никогда не заканчивал. Математические исследования, по-видимому, большую часть времени удерживали его от занятий живописью, по крайней мере, так Изабелла д’Эсте, тщетно пытавшаяся получить картину, написанную им, была проинформирована фра Пьетро Нуволярией, ее представителем во Флоренции.
Только его всеядный «аппетит к жизни» может объяснить решение Леонардо летом следующего года (1502) покинуть Флоренцию и поступить на службу к Чезаре Борджиа в качестве «старшего военного архитектора и главного инженера». Борджиа, печально известный сын папы Александра VI, будучи главнокомандующим папской армией, с беспрецедентной безжалостностью стремился получить контроль над папскими государствами Романья и Марками. Сейчас он был на пике своей власти и в свои 27 лет, несомненно, был самым неотразимым и в то же время самым страшным человеком своего времени. Леонардо, вдвое старше его, должно быть, был очарован его личностью. В течение 10 месяцев он путешествовал по территориям кондотьера и обследовал их. В ходе своей деятельности Леонардо набросал некоторые планы городов и топографические карты, которые заложили основу для современной картографии. При дворе Чезаре Борджиа Леонардо также познакомился с Никколо Макиавелли, временно работавшим там в качестве политического наблюдателя от города Флоренции.
Мона Лиза (Джоконда) / Mona Lisa (La Gioconda). 1505г. Леонардо да Винчи
Весной 1503 года Леонардо вернулся во Флоренцию, чтобы провести экспертное исследование проекта отвода реки Арно за Пизой, чтобы город, в то время осажденный флорентийцами, был лишен доступа к морю. План оказался невыполнимым, но деятельность Леонардо привела его к гораздо более важной теме, которая служила миру, а не войне; проект, впервые выдвинутый в 13 веке и теперь снова рассматриваемый, состоял в том, чтобы построить большой канал, который обойдет неуправляемый участок реки Арно и соединит Флоренцию по воде с морем. Леонардо развил свои идеи в серии исследований; с панорамными видами на берег реки, которые также являются пейзажными набросками большого художественного очарования, и с точными измерениями местности, он создал карту, на которой был показан маршрут канала (с его транзитом через горный перевал Серравалле). Этот проект, неоднократно рассматривавшийся в последующие века, так и не был осуществлен, но столетия спустя скоростная магистраль из Флоренции к морю была построена по точному маршруту, выбранному Леонардо для своего канала.
Однако в том же году (1503) Леонардо также получил ценное поручение: написать фреску для Зала пятисот во флорентийском Палаццо Веккьо; историческая сцена монументальных размеров . В течение трех лет он работал над этой «Битвой при Ангиари»; как и предполагаемая дополнительная картина Микеланджело «Битва при Кашине», она осталась незаконченной. Но карикатура и копии, показывающие главную сцену битвы, борьбу за штандарт, долгое время были, по словам скульптора Бенвенуто Челлини, «школой мира.» В эти же годы появились портрет «Моны Лизы» и картина стоящей «Леды», которая не была завершена и сохранилась только в копиях.
Флорентийский период, однако, также был временем интенсивных научных исследований; Леонардо делал вскрытия в больнице штата. Мария Нуова и расширила его анатомическую работу до всестороннего изучения структуры и функций человеческого организма. Он проводил систематические наблюдения за полетом птиц, о которых планировал написать трактат. Даже его гидрологические исследования «О природе и движении воды» расширились до исследований физических свойств воды, особенно законов течений, которые он сравнивал с законами, относящимися к воздуху. Они также были записаны в его собственной коллекции данных, содержащейся в так называемом Лестерском кодексе в Холкхэм-Холле, Норфолк, Англия.
Второй миланский период (1506 — 1513)
В эти годы во Флоренции продуктивность Леонардо также была отмечена его «творческим дуализмом». Лишь изредка он работал над своими картинами. Когда в мае 1506 года Шарль д’Амбуаз, наместник короля Франции в Милане, попросил и получил разрешение синьории во Флоренции, чтобы Леонардо на некоторое время отправился в Милан, художник без колебаний принял приглашение. Но то, что первоначально было ограниченным периодом времени, стало постоянным шагом под давлением политических обстоятельств. Флоренция отпустила Леонардо, и монументальная «Битва при Ангиари» осталась незавершенной. Неудачные технические эксперименты с красками, по-видимому, побудили Леонардо прекратить работу над фреской. Иначе нельзя объяснить его отказ от этой великой работы — великой как по замыслу, так и по реализации.
Леонардо провел шесть лет в Милане, прервавшись только шестимесячным пребыванием во Флоренции зимой 1507-08 годов, где он помог скульптору Джованни Франческо Рустичи выполнить его бронзовые статуи для Флорентийского баптистерия, но не возобновил работу над «Битвой при Ангиари». Почитаемый и восхищаемый своими покровителями Шарлем д’Амбуазом и королем Людовиком XII, который ежегодно выплачивал ему жалованье в размере 400 дукатов, Леонардо никогда не считал свои обязанности обременительными. Они ограничивались советами по архитектурным вопросам, осязаемыми доказательствами которых являются планы дворца-виллы для Шарля д’Амбуаза и, возможно, также эскизы оратории для церкви Св. Мария алла Фонтана, которую финансировал Чарльз. Леонардо также изучил старый проект, возрожденный французским губернатором: канал Адда, который соединит Милан с озером Комо по воде.
Богородица с младенцем и Святой Анной / The Virgin and Child with St. Anne. 1510г. Леонардо да Винчи
В Милане он очень мало занимался живописью: две мадонны, которые он обещал королю Франции, так и не были написаны. Он продолжал работать над картинами «Дева с младенцем со святой Анной» и «Леда», которые он привез с собой из Флоренции, о чем свидетельствуют копии из ломбардской школы того периода. Леонардо снова собрал вокруг себя учеников. Вместе с Амброджо де Предисом он завершил вторую версию «Мадонны в скалах» (1508), в ходе которой затянувшиеся тяжбы между покупателями и художниками имели счастливый конец. Из его старших учеников Бернардино де Конти и Салаи снова были в его мастерской; пришли новые ученики, среди которых были Чезаре да Сесто, Джампетрино, Бернардино Луини и молодой дворянин Франческо Мельци, самый верный друг и спутник Леонардо до его смерти.
Джан Джакомо Тривульцио победоносно вернулся в Милан маршалом французской армии и заклятым врагом Людовико Сфорца. Он поручил Леонардо вылепить его гробницу, которая должна была принять форму конной статуи и быть помещена в часовню морга, подаренную Тривульцио церкви Святого Назаро Маджоре. Но после многих лет подготовительных работ над памятником, для которых сохранился ряд значительных эскизов, сам маршал отказался от плана в пользу более скромного, так что и это предприятие осталось незавершенным. Леонардо, должно быть, остро ощутил это второе разочарование в своей работе скульптора.
По сравнению с его почти беглой работой в искусстве научная деятельность Леонардо процветала. Его исследования в области анатомии приобрели новое измерение в сотрудничестве с известным анатомом из Павии Маркантонио делла Торре. Он изложил план общей работы, которая включала бы не только точные, подробные репродукции человеческого тела и его органов, но также включала бы сравнительную анатомию и всю область физиологии. Он даже думал, что закончит свою анатомическую рукопись зимой 1510-11 годов. Кроме того, его рукописи изобилуют математическими, оптическими, механическими, геологическими и ботаническими исследованиями, которые следует понимать как данные для его «перцептивной космологии».» Это все больше приводилось в действие центральной идеей: убеждением в том, что сила и движение как основные механические функции производят все внешние формы в органической и неорганической природе и придают им форму, и, кроме того, признанием того, что эти действующие силы действуют в соответствии с упорядоченными, гармоничными законами.
Последние годы (1513 — 1519)
В 1513 году политические события — временное изгнание французов из Милана — заставили теперь уже 60-летнего Леонардо снова переехать. В конце года он отправился в Рим в сопровождении своих учеников Мельци и Салаи, а также двух ассистентов студии, надеясь найти там работу через своего покровителя Джулиано де Медичи, брата нового папы Льва X. Джулиано предоставил ему апартаменты в своей резиденции Бельведер в Ватикане. Он также выплачивал ему значительную ежемесячную стипендию, но никаких крупных комиссионных ему не выплачивалось. В течение трех лет Леонардо оставался в Вечном городе, в стороне, в то время как Донато Браманте строил собор Святого Петра, Рафаэль расписывал последние комнаты новых апартаментов Папы, Микеланджело боролся за завершение гробницы папы Юлия, и многие молодые художники, такие как Перуцци, Тимотео Вити и Содома, были активны там.
Святой Иоанн Креститель / St. John the Baptist. 1516г. Леонардо да Винчи
Черновики озлобленных писем выдают разочарование стареющего мастера, который работал в своей мастерской над математическими исследованиями и техническими экспериментами или, прогуливаясь по городу, осматривал древние памятники. Великолепно выполненная карта Понтийских болот (Королевская библиотека, Виндзорский замок) предполагает, что Леонардо был, по крайней мере, консультантом по проекту рекультивации, который Джулиано Медичи заказал в 1514 году. С другой стороны, были эскизы просторной резиденции для Медичи во Флоренции, которые вернулись к власти там в 1512 году. Но это не вышло за рамки стадии предварительных набросков и так и не состоялось. Леонардо, по-видимому, возобновил свою дружбу с Браманте, но последний умер в 1514 году. И нет никаких записей об отношениях Леонардо с другими художниками в Риме.
В жизни такого одиночества легко понять, почему Леонардо, несмотря на свои 65 лет, решил принять приглашение молодого короля Франциска I поступить к нему на службу во Францию. В конце 1516 года он навсегда покинул Италию вместе со своим самым преданным учеником Франческо Мельци. Последние три года своей жизни Леонардо провел в небольшой резиденции Клу (позже названной Кло-Луко), недалеко от летнего дворца короля в Амбуазе на Луаре. «Premier peintre, architecte et mochanicien du Roi» («первый художник, архитектор и механик короля») — таков был гордый титул, который он носил; и все же восхищенный король оставил ему полную свободу действий. Он больше не писал картин или, самое большее, завершил картину загадочного, мистического «Св. Иоанн Креститель», которую кардинал Арагонский, посетив Амбуаз, увидел в мастерской Леонардо вместе с «Моной Лизой» и «Девой и младенцем со Святой Анной».»
Для короля он составил планы дворца и сада Роморантена, которые должны были стать резиденцией вдовы королевы-матери. Но тщательно разработанный проект, сочетающий в себе лучшие черты итало-французских традиций в дворцовой и ландшафтной архитектуре, пришлось приостановить, поскольку региону угрожала малярия.
Леонардо все еще делал наброски для придворных празднеств, но король относился к нему во всех отношениях как к почетному гостю. Десятилетия спустя Франциск I говорил со скульптором Бенвенуто Челлини о Леонардо с точки зрения величайшего восхищения и уважения. Леонардо проводил большую часть своего времени, организуя и редактируя свои научные исследования. Появились окончательные наброски его трактата о живописи и несколько страниц анатомии. Непревзойденные рисунки, такие как «Плавающая фигура» (Королевская библиотека, Виндзорский замок), являются окончательными свидетельствами его неослабевающего гения. В так называемых «Видениях конца света», или «Потопе» (Королевская библиотека, Виндзорский замок), он изображает с подавляющим живописным воображением первичные силы, которые управляют природой.
Леонардо умер в Клу. Он был похоронен в дворцовой церкви Сен-Флорантен. Но церковь была разрушена во время Французской революции и полностью разрушена в начале 19 века. Следовательно, его могила больше не может быть найдена. Франческо Мельци стал наследником его художественного и научного наследия.