Франсиско де Гойя (Francisco de Goya y Lucientes (1746-1828)) был одной из самых влиятельных фигур в испанском искусстве. Он был также чрезвычайно важен в развитии современной эстетической чувствительности — предтеча романтизма, как в содержании своих картин, с их глубоким пониманием реальности и отсылками к миру грез, так и в своей очень оригинальной технике. Его работа воплощает его личные творческие видения, бросая вызов традиционному академизму и общепринятым предметам.
Гойя описывал себя как ученика Веласкеса, Рембрандта и природы: от Веласкеса он приобрел чувство мягко оттененного цвета, нанесенного слоями; от Рембрандта — его пристрастие к темным и таинственным фоновым декорациям; а от природы он перенял бесконечное разнообразие форм, некоторые красивые, некоторые нет. Гойя был дотошным наблюдателем современного общества и зафиксировал чувство беспокойства, вызванное моральным и политическим кризисом Испании в последние годы XVIII века: он также ловко изобразил живописное качество и веселость жизни мадридских майя; религиозная жизнь народа и энтузиазм по поводу прогресса и техники (Воздушный шар, 1818-19).
Гойя был либерально мыслящим человеком, человеком Просвещения, и его круг общения состоял из прогрессивных интеллектуалов. Он обратил свое внимание на мир обездоленных — в «Раненом масоне» и «Зиме» (1786-87), например, — а позже на таинственный мир колдовства и магии, который уже был популярен среди писателей того времени. Также решительно и наглядно он обличал ложь несправедливость и жестокость, ложную мораль и фанатизм религиозных лицемеров. В своей серии «Лос-Капричос» (1797-99). Гойя подчеркивал зло невежества и суеверия, пытаясь изгнать их своими безжалостно ясными изображениями.
Как главный придворный живописец, он писал великолепные портреты испанской знати и королевской семьи, часто под влиянием Веласкеса; отголоски знаменитого Лас-Менинаса очевидны в Семье Карла IV. Используя необычайно искусные живописные эффекты, он точно изобразил роскошь обстановки и моды в стиле рококо, аристократическую уверенность в позах героев своих картин, тонко фиксируя мелочность и тщеславие коррумпированного и самодовольного правящего класса.
Французское вторжение, последовавшее народное восстание, ужасы войны. и разочарование от осознания того, что предполагаемые освободители были просто новыми угнетателями, все это побудило Гойю свидетельствовать о событиях либо в реалистической, либо в аллегорической манере; его серия гравюр «Бедствия войны» (1810-20) напоминает раннюю серию Калло. В 1819 году он серьезно заболел и стал более замкнутым. Он приступил к странному и блестящему циклу «черных картин», в котором очень личное видение сочеталось с его настойчивым вниманием к религиозным темам. Его озабоченность человеческой глупостью продолжалась вплоть до его смерти в 1828 году.
В творчестве Гойи сочетаются два главных аспекта романтизма: исследование границ более глубокой жизни и интеграция исторического факта. В «Колоссе» Гойя изображает великана звериным и странно неподвижным. Он стоит на фоне темного и туманного неба, паря над землей, населенной бегущими людьми. Картина изображает надвигающуюся катастрофу войны и оставление человечества разрушительной силе инстинкта.
Сатурн, пожирающий своего сына / Saturn, devouring his own son. 1823г. Франсиско де Гойя
Ключевые работы Гойи включают «Сатурна, пожирающий своего сына» (1821-23), аллегорию Испании, уничтожающей свой собственный народ, и «репортаж» из 65 гравюр. Бедствия войны, исполненные между 1810 и 1820 годами. В них художник иллюстрирует массовые убийства, изнасилования, насилие, убийства, богохульства и преступления, совершенные как французской, так и испанской армиями во время наполеоновской оккупации. Неясный, любопытный и иррациональный элемент был очевиден в творчестве Гойи. В его серии гравюр «Los Caprichos» (опубликованной в 1799 году) нет той веселости, которая часто преобладает в одноименных работах Тьеполо, Фрагонара или Гуарди.
Художник также усомнился в чрезмерности своего воображения в автопортрете Капричо № 43. Его голова лежит на твердом основании, метафора порядка в мире, в то время как он находится в середине кошмара. Он озаглавил пьесу «Сон разума порождает чудовищ», добавив: «Воображение, покинутое разумом, порождает чудовищность; вместе они составляют мать искусств и источник чудес». Эта фраза подводит итог эстетическому идеалу романтизма, для которого искусство не «искупает» болезнь, иррациональность или смерть, а на самом деле исходит из того же источника.
Портрет семьи Карла IV / La familia de Carlos IV. 1800г. Франсиско де Гойя
Работы Гойи были чрезвычайно продвинутыми для своего времени, демонстрируя удивительное техническое мастерство как в офорте, так и в живописи. Его работы характеризуются проблемами и конфликтами, неизвестными в иконографии XVIII века, и скудной, унылой трактовкой пейзажа. Портреты Гойи часто раскрывают необычайные внутренние сложности человеческой души — они могут проиллюстрировать одновременно высокомерие, властность и чувство пустоты. Даже когда он писал официальные полотна, такие как знаменитый групповой портрет Семьи Карла IV (1800-01), человеческая слабость сюжетов была очевидна.
Техника Гойи в живописи обнаженной натуры должна была оказать решающее влияние на позднеромантическую и даже импрессионистскую живопись. Его «Обнаженная Майя» (1800), вероятно, является одной из самых известных обнаженных натур в истории искусства. Он был также мастером фресковой живописи, о чем свидетельствуют страшные «черные картины» (1820-22) из «Дома глухого», его загородного дома, которые были перенесены на холст в 1873 году. Уникальный для своего времени, Гойя предвосхитил многие темы современного искусства в обширном корпусе работ, которые демонстрировали непревзойденную интенсивность выражения.
Важность Гойи
Маха обнаженная / La Maja Desnuda. 1800г. Франсиско де Гойя
Оригинальная техника резких мазков кисти Франсиско де Гойя сделала его предтечей мучительного искусства двадцатого века. Он был великой переходной фигурой, изменившей традицию, в то же время он проявлял негодование и предсказывал будущее. За свою долгую жизнь он создал шедевры в самых разных художественных стилях и часто изображал сюжеты в беспощадных откровениях.
Гойя был многогранным художником, который интересовался живописью, рисунком и любыми другими техниками, которые привели бы к более широкому распространению его творчества, как это было в случае с гравюрой на металле или камне. Гойя примечателен не только своим владением стилями того периода, но и широким разнообразием жанров и сюжетов, которые он исследовал. Он достиг самых высоких стандартов в религиозной живописи, портретной живописи, политической и социальной сатире и изучении сцен из повседневной жизни. Он также изучал такие разнообразные предметы, как колдовство, отчеты о современных событиях и последствиях войны.
Влияние на художественное развитие Гойи вполне узнаваемо, хотя оно и не сводило на нет его собственное видение, а служило источником вдохновения для его стиля живописи и предмета, с которым он имел дело. Его влияние на историю живописи и офорта было велико, несмотря на то, что число непосредственных учеников его творчества было невелико.
Стилистическое развитие Гойи не было условным. Гойя был художником, опередившим свое время, который создавал произведения, полные индивидуальности, как в живописи, так и в гравюре, никогда не соответствуя общепринятому. По сути, он предсказал преобладающие движения 19-го и 20-го веков. Романтизм, импрессионизм, экспрессионизм и сюрреализм были основными движениями, на которые повлияло его творчество.