Загадочная улыбка либерала Микки

http://www.risunoc.com/2014/09/roy-lichtenstein.html
Что такое случилось с миром, что улыбка от уха до уха картавящей мультипликационной мыши стала цениться наравне с загадочной ухмылкой Джоконды?

Общество тотального потребления

 
Теоретики утверждали, что примитив и оптимизм картин Лихтенштейна вполне отражает запросы и духовный мир «общества тотального потребления». Было заявлено, что поиски Бога в душе — ретроградство, а цель жизни и ее содержание исчерпываются потреблением. Соответственно актуальное искусство должно быть массовым, как комиксы, дешевым, как гамбургер и задорно-сексуальным как нейлоновый лифчик.
Лихтенштейн исполнил запрос времени в буквальном смысле слова. Таково клише представлений об успехе художника. Но, как часто бывает с клише, оно не отражает сути. Рой небанально исполнил кавер-версии картин великих мастеров кисти — Сезанна, Матисса, Пикассо, показав себя настоящим мастером колористки и композиции, имеющим свой собственный стиль. Да и насколько верно, что у этих работ массовый и доступный характер? Помилуйте, ровно наоборот. Стоимость работ зашкаливает. И в этом смысле они недоступны массовому потребителю в отличие от paintings, доступных сегодня даже в Интернете.

Примитивно другое — само содержание картин. Но не преувеличен ли примитив мышления рынка — «общества потребления»? Высокомерная теория о приземленности запросов толпы потребителей попахивает социальным расизмом, да и мало соответствует реальному миру. В том же Париже толпа адептов того самого «потребления» куда как многочисленнее в Лувре, на подступах к Джоконде картину приходится рассматривать в театральные бинокли из задних рядов. В Центре Помпиду у картин Лихтенштейна давки не наблюдается.

Почему же Мастер идет на откровенный и провокационный примитивизм?

 
Думается, как и всегда, дело кроется в идеологии. В 60-е общественный мир Запада вдохновляется идеями либерализма, потеснившими традиционные социал-демократические или консервативные концепции. Либералы утверждают, что Человек свободен от истории, от Бога и от общества. У него нет обязанностей морального характера, а есть личные права и свободы. У него нет вечной души и бессмертия, но есть краткая жизнь, и он должен компенсировать отсутствие будущего высоким уровнем насыщения.
Вот, собственно, и получился портрет современного европейского и американского либерала — тот самый похотливый мышонок Микки, которого трудно представить христианином или буддистом и который задорно смотрит на нас с полотен великого, смеем предположить, ирониста Роя Лихтенштейна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *