Люди, которые знакомы с росписью Сикстинской капеллы воочию, а не по проекту Artplay, на вопрос о том, как это, наверняка, помимо прочего ответят: «Затекает шея, и слишком людно». Здесь, наоборот, все удобно. Удобство во всем — главное в этом мультимедийном проекте.
«Искусство — это всегда как бы монумент утраченному чему-то — мгновению, погибшим людям, неповторимым моментам, — говорит арт-критик Валентин Дьяконов. — И поэтому превращать нечто статичное — Ван Гога, Сезанна, модернистов, кого угодно — в кино, это значит превращать их в нечто другое, чем они не являются».
«Конечно, момент какого-то упрощения тут присутствует, несомненно. Но, с другой стороны, как донести до массы людей какие-то определенные образы, просто красивые картины? Вот таким способом это делается хорошо», — считает искусствовед Андрей Сарабьянов.
Современные технологии творят чудеса. Не понадобилось даже ехать в Ватикан для фотосъемки. Изображения прибрели в общедоступных фотобазах. Цены на входные билеты, к слову, выше, чем в музеях мирового уровня, где демонстрируют подлинники. Главная цель проекта, по словам организаторов, просветительская.
«Никакая мультимедийная выставка не повторит ваши ощущения от оригинала, — говорит куратор выставки Яша Яворская. — И образовательная функция здесь важнее, чем визуальная. Хотелось бы, чтобы зритель понял эти сюжеты, посмотрел на технические приемы фресок».
В академических музеях мультимедиа — это всего лишь иллюстративный материал, азбука. Оказываясь вынесенным в другое пространство, все это превращается в игру.
«Вообще-то говоря, массовая культура всегда перехватывала у высокой образцы, с ней работала и наоборот — высокая подхватывала и у массовой. Пушкинские «Повести Белкина» просто построены на каркасе массовой культуры. Точно также Моцарт умел писать и попсу, которую мы воспринимаем как незыблемую классику, просто потому что это Моцарт. А мог писать «Реквием», 40-ю симфонию», — отмечает телеведущий и литературовед Александр Архангельский.
Неизвестно, как к этому проекту отнеслись бы в Ватикане, ведь по сути именно Святой престол в каком-то смысле является правообладателем фресок, так как Микеланджело работал по заказу Папы Римского Сикста IV. Впрочем, можно вспомнить, что не так давно в Ватикане дали добро на проведение в Сикстинской капелле корпоратива.