В экспозиции представлены живопись и скульптура российско-американского художника Василия Кафанова. В США он очень популярен, среди коллекционеров его полотен, похожих на ребусы, — Франко Дзеффирелли и Леонардо Ди Каприо, да и публичные выставки мастера проходят регулярно. На родине Кафанов выставляется нечасто, хотя его авторский стиль наследует именно русскому авангарду, и сам художник это подчеркивает.
Попытаться расшифровать картины Василия Кафанова, конечно, можно попробовать, но велик шанс запутаться еще больше – слишком много в них собрано образов, символов, персонажей и параллельных реальностей. Чувствуются глубокие познания автора в истории мировой культуры и религиозных течений. А еще большой след в памяти Кафанова оставили обычные детские сказки, и все эти впечатления переплетаются между собой. Поэтому любимых им рыб можно трактовать по-разному: как иудейский и христианский символы. А на самом деле, первоисточник – сказочная рыба-кит. Работы Кафанова – многослойные, насыщенные деталями. Часто бывает так, что основной сюжет ускользает от глаз зрителя.
«Был случай, когда картина называлась «Петух», а женщина не видела птицы на ней, хотя картина висела у нее дома. Она пришла на выставку и спрашивает: «А как картина ваша называлась?» Пришлось пояснять: «Так вот же голова птицы». То есть человек видит одно, а художник думает другое», — рассказывает художник Василий Кафанов.
Творческих поисков у Кафанова было так же много, как и сюжетов на его картинах. Чем он только ни занимался. Работал иллюстратором в «Нью-Йорк Таймс», создавал обложки для альбомов популярных рок-групп, пробовал себя в скульптуре, инсталляциях, занимался офортами и даже мультфильмами. Он постоянно на творческой волне, рисует не только в мастерской, а вообще – где придется. Такая одержимость любимым делом у него с юности.
«Когда- то мы с Василием учились на Высших курсах сценаристов и кинорежиссеров. Я у Рязанова, а он – в анимационной мастерской, — вспоминает режиссер Евгений Цымбал. – Мы сидели рядом, и он даже когда слушал лекции беспрерывно что-то рисовал. У меня до сих пор хранятся его «почеркушки» – это все время какие-то причудливые персонажи».
Жанр, в котором работает Василий Кафанов, – магический реализм. Ему очень близки миры режиссера Тима Бертона, художника Александра Тышлера, но самое большое влияние на него оказал Марк Шагал, и это очень чувствуется во всех работах Кафанова. В экспозиции есть даже серия работ, посвященная любимому мастеру.
источник:http://tvkultura.ru/article/show/article_id/150405/