Искусство иллюстрации в период Ильханидов (статьи)

мини

Искусство иллюстрирования книг в период Ильханидов (Хулагуидов. Потомки Хулагу, внука Чингис-хана; монгольская династия, правившая на Ближнем и Среднем Востоке в середине XIII — середине XIV вв.) достигло беспрецедентного уровня не только в количественном, но и в качественном отношении.

Новые правители дали толчок книжному производству после того, как они обосновались в своих столицах Мараге, Тебризе и Багдаде и развили интерес к историческим трудам как средству для дальнейшего утверждения своих притязаний на власть над чужой землей. Неудивительно, что они выбрали Шахнаму (книгу царей) как своего рода официальную династическую историю, в которой Ильханиды отождествляли себя с царями и героями иранского прошлого.

«Нуширван, едящий пищу, принесенную сыновьями Махбуда», Фолио из Шахнамы (Книга Царей)

«Нуширван, едящий пищу, принесенную сыновьями Махбуда», Фолио из Шахнамы (Книга Царей)

Однако отношение монголов к силе слова и изображения не является достаточным для объяснения беспрецедентного использования высококачественной бумаги, богатства освещения, утонченности каллиграфии и расцвета иллюстраций, которые Иран и Ирак наблюдали в период правления Ильханидов. Монголы принесли с собой интерес к искусства живописи. Местные художники охотно впитывали новые художественные влияния Китая, передаваемые через свитки и рисунки, и интегрировали их в тот тип живописи, с которым они были наиболее знакомы, — книжную иллюстрацию. В конце XIII века ранняя интеграция иностранных элементов была затруднена (Тарих-и Джахан-Гуша, Национальная библиотека Франции, Париж). Однако в течение двух десятилетий художники создали новый эклектичный стиль, который достиг высшей точки благодаря двум мастерам Ильханидской живописи: Джами аль-тавариху Рашида ад-Дина и Великой Монгольской Шахнаме.

Qur'anic Compilation Page

Quranic Compilation Page

Динамичная, почти драматическая фаза ильханидской живописи постепенно сменится в последние годы правления династии новым, более сдержанным и утонченным стилем, который послужит основой для развития в последующие два столетия. Позднее персидские ученые настолько остро осознали важность этих изменений, что описали период Ильханидов как время, когда «завеса была снята с лица персидской живописи».

Фолиант из книги Муниса Аль-Ахрара фи дахаик Аль-ашар (Спутник свободного человека в тонкостях поэзии) Джаджарми

Фолиант из книги Муниса Аль-Ахрара фи дахаик Аль-ашар (Спутник свободного человека в тонкостях поэзии) Джаджарми

Именно в столицах Тебриза и Багдада искусство Ильханидов достигло своего наивысшего расцвета, достигнув апогея с созданием Великой Монгольской Шахнамы. Его драматический стиль живописи был заменен тихим миром, который соответствовал видению вновь прибывших монгольских покровителей, Джалаиридов (1340-1411), которые были очарованы персидской поэзией, в которой иллюстрации батальных сцен и героических подвигов стали просто символическими и почти неподвижными. Джалаириды сыграли важную роль в создании моста между Ильханидами и Тимуром (Тамерланом), который считал себя и свою династию Тимуридов (1370-1507) законными преемниками монголов.

Стефано Карбони, Камар Адамджи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *