Непростая история художника из кенийских трущоб. Solomon Muyundo, a.k.a. Solo7 1

Непростая история художника из кенийских трущоб. Solomon Muyundo, a.k.a. Solo7

Репортаж о том, как тяжело быть художником, имеющему жену,  двух детей и собственное мнение в Кибере, крупнейшей трущобе Африки

В Кибере, крупнейшей трущобе Африки, вы можете потратить жизнь, проповедуя, попрошайничая, жаря тесто, сжигая уголь, продавая пиратские DVD или делая незаконный самогон.

Но искусство? В таком бедном месте, когда дети должны суетиться на улицах чтобы выжить?

Ну, это непросто.

Нырните в грязный переулок, поднимитесь на несколько ступенек по лестнице, выложенной плиткой с выцветшими рисунками и войдите в каморку художника в «стиле Кении». Под крышей каморки вы найдёте картины на холсте и фанере, покрывающие стены, при этом другие небрежно брошены на пол. Сокровища «сороки» замусоривают стол: старый мотоциклетный шлем, перья, виниловые диски, куклы, веточки, бутылки, проволочные скульптуры. Неряшливый белый котенок спит в солнечном луче.

Эскадрилья банок краски — малярных краскок, не масляных для художников — готова к полету.

«Я выплескиваю краску и пусть она течёт так, как хочет или же я поворачиваю холст таким образом, чтобы захватить те чувства, которые хочу передать. Они просто текут туда, куда им надо» — говорит художник Соломон Муйундо (Solomon Muyundo), a.k.a. Solo7.

В обществе, где мужчин часто судят по их богатству и способности обеспечивать, Муйундо все равно, что думают другие. Но с женой и двумя детьми, которых он должен накормить, его долг перед лавочниками часто достигает точки, где труднее просить больше кредитов, и приходиться голодать.

«Мир искусства трудный мир, потому что вы тратите свое время на живопись, но не знаете, кто и когда придет за картиной, чтобы её купить», — говорит 31-летний художник. «Иногда вам стыдно идти и прибавлять к своим долгам. Так что часто мы голодаем.»

Он ждет покупателей. И ждет. Это непредсказуемо: он никогда не знает, сколько денег он заработает за месяц, если вообще заработает.

Люди спрашивают его, почему он выбрал такую трудную дорогу.

«Это то, что живет во мне. Раньше я делал это ради удовольствия, в свободное время, потом решил сделать это своей профессией. Я зарабатываю на жизнь искусством.»

Несмотря на трудности, Муйундо говорит, что он один из самых свободных людей в Кибере.

Ему кажется, что он родился счастливчиком. Его подпись Solo7 происходит от его имени и от того, что он был рожден седьмым в его семье 7 июля 1977 года.

Многолюдные грязевые аллеи Киберы полны уличного искусства, особенно это видно в местных лавках: небольшие гофрированные сараи, покрытые различными изображениями. Но Муйундо, который начал свою профессиональную жизнь живописью в магазине экстерьеров, говорит, что, хотя торговцы могут быть крупнейшими клиентами в трущобах, он благодарен им меньше всего. Для них это не искусство, а всего лишь средство наживы.

«Они не ценят то, что мы делаем. Вы делаете работу, и они говорят: «Ты отнял у меня так много времени только для, чтобы показать эту мелочь? Ты грабишь меня!»

«И вы чувствуете себя неловко».

Когда он был мальчиком, его искусство выделялось настолько, что преподаватели старших классов просили его скопировать рисунки из учебников на доску. Старшие дети платили ему несколько шиллингов, чтобы он скопировал эти рисунки в их тетради.

«Это были большие деньги для меня в то время. Тогда я понял, что должен стать художником.»

Но пока он рисовал в цехе экстерьера, у него никогда не было денег на холст, ни краски, чтобы купить их для собственной работы.

В 2002 году два художника в Кибере увидели его работу и пригласили присоединиться к их кооперативу. Они дали ему холст и научили растягивать этот холст. Когда он продал свою первую картину в 2003 году, он купил больше холста и краски.

«С тех пор я продал сотни картин», — говорит он.

Когда вспыхнуло насилие на всей территории Кении после спорных выборов 2007 года, он боялся, что его убьют племенные банды, которые бунтовали, грабили, сжигали дома и магазины, и нападали на людей, иногда убивая их мачете. В результате насилия погибло более 1200 человек.

«Я сказал, «Я художник. Я пойду и продемонстрирую своё мнение на улицах, но по-другому. Я взял 4 литра белой краски. Я начал писать «Мир хочет жить», или «Кенийцы, сохраните мир» — Я решил поставить одно и то же сообщение по всей Кибере. И везде оставил свою подпись, Solo7″.

Solomon Muyundo, a.k.a. Solo7

Но иногда он сталкивался с бандами разъяренных молодых людей из племени Ло, сжигающих дома членов племени Кикую. (Племя Кикую президента Мваи Кибаки было обвинено в фальсификации выборов сторонниками оппозиционного кандидата из племени Ло, на выборах в президенты Райла Одинга.)

«Я встретил несколько молодых людей, скажем, 20 или 30 лет, все они были вооружены мачете или дубинками. Я был вооружен только краской и кистью. Они сказали: «Соло7, мы видим это послание, которое ты везде пишешь. Но что хорошего в мире? Что это дало тебе?»

Они заставили его написать свой лозунг: «Нет Рейла, нет мира.» У него не было выбора. Но он оставил свою подпись.

Муйундо, который проводит занятия по искусству каждую субботу для детей трущоб, говорит, что его цель в жизни — живопись.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *