Мебель Гамбса определяла направление движения всей российской мебельной промышленности, критически подходя стилевым тенденциям и художественной моде того времени
Генрих Даниель Гамбс, последователь знаменитого мебельного мастера Давида Рентгена, открыл своё производство в России в 1790 году, однако, на момент смерти Генриха Даниеля в 1831 году, изделия его мастерской стали не только примером для подражания и признанным эталоном хорошего вкуса и высокого качества, но и, в некоторой мере, обязательным элементом отечественной культуры той эпохи, получившим распространение как среди знати, так и среди зажиточных мещан.
Мебель Генриха Даниеля Гамбса упоминается в известном произведении Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», также она фигурирует в произведениях Пушкина, Тургенева, Вяземского и Гончарова.
Предметы мебели на предприятиях Гамбса исполнялись в нескольких вариантах, некоторые использовались в быту, по прямому назначению, а некоторые служили частью интерьера в приёмных покоях. Большая часть продукции мастерской Гамбса изготавливалось по заказу, в качестве презента, а некоторые произведения мебельного искусства, предназначались для украшения интерьеров во дворцах царских особ. Мебель, произведённая в мастерской Гамбса, несколько десятков лет определяла направление движения всей российской мебельной промышленности, критически подходя стилевым тенденциям и художественной моде того времени.
Краткий обзор экспозиции в Историческом музее, посвящённой мебельному искусству России
На выставке в Историческом музее показано всё лучшее из мебельного собрания — удивительная коллекция авторской мебели, произведённой на предприятии мастера Гамбса и его сыновей в первых десятилетиях 19 века, в том числе и предметы мебели, изготовленные подражателями прославленного «бренда». В начале выставки посетители увидят больших размеров бюро, произведённые в период с 1800 по 1840-е годы, дающие представление о богатстве воображения мастеров-декораторов: здесь можно увидеть вставки из орехового и красного дерева, дуба и бука, отделку эгломизе и фарфором, золочение и резьбу, скульптуры из дерева и инкрустацию, и прочие удивительные достижения инженерно-художественной мысли: великое множество потайных ящичков и скрывающих их декоративных поверхностей.
Продолжение экспозиции (украшенное настенными гобеленами и коврами) демонстрирует элементы декора жилых помещений середины 1800-х годов. Это элементы стиля, называемого неорококо, состоящего из мебели прихотливых очертаний из разнообразных, необычных и, как правило, ценных пород дерева, в основном, ореха, украшенных, уже упоминавшимися ранее, резьбой и инкрустацией, обтянутой оригинальной бархатной тканью: диваны, комоды, кровати, кресла, письменные и чайные столики, конторки и, разумеется, прославленные стулья из произведения Ильфа и Петрова.