Предвидя неизбежные «что – почему – как», не нахожу ничего лучшего, как прикрыться глубоким и до конца не познанным явлением под названием Николай Васильевич Гоголь. Собирая сказки, поверья, предания, он создавал свою мифологию, которая сделала и своего создателя частью себя.
Так до конца он и остался стоять, как «литературный витязь» на распутье мистического и критического (читайте его «Выбранные места из переписки…»). Да только его ли вина?… Может просто не любит «пучина многоглазая», чтоб пинали ее даже гении.
Но если все-таки стать на «перекресток» и заглянуть в «пучину» (и она обязательно заглянет в тебя). И дело не в том, правильно ли я интерпретирую сюжеты – это проблема этнологов-филологов-фольклористов, а в ощущении свободного парения или падения (зависит от настроения) над «бездной»… И совсем другими выглядывают оттуда наши колобки-поскребыши, жар-птицы, сивки-бурки и пр. Не балаганные клоуны и этнографические манекены, а «…богатырски трезвая сила, которая временами даже соединяется с каким-то невольным пророчеством о России, рождается от невольного прикосновения мысли к верховному Промыслу, который так явно слышен в судьбе нашего отечества». (Н. Гоголь «Выбранные места»)