Художник словно творит красоту мира прямо на глазах зрителя, создавая эффект соприсутствия
» …Бато Дугаржапов — один из самых тонких колористов нашего времени…
…Что бы ни увидел его глаз — все ложится на холст, исполненное нежности и неги. Откуда этот дар созерцания и радости ? Откуда столь чистый взгляд на мир ? Быть может, он уже — бодисатва, или предки-шаманы заботятся о нем из заоблачных высей ?
… А откликаются на его тихую и светоносную живопись лишь те, кто уже сам становится тихим и чистым… »
Сергей Маркус (запись из Гостевой книги художника)
Живопись Бато Дугаржапова привлекает светлым мироощущением, манерой письма и колоритом. Особенно это проявляется в пейзажах, где он сумел выразить особую нежность, тонкость и очарование природы. Легкая дымка рассветов, прелесть тихих вечеров, таинственность вечерних сумерек — это и есть Россия, нашедшая поэтическое отражение в полотнах художника.
Художник словно творит красоту мира прямо на глазах зрителя, создавая эффект соприсутствия. Необыкновенная красота цвета, гармония красок, яркая передача света придают волнующее и неповторимое очарование его картинам. Мягкий воздух приглушил яркие расцветки цветов и интенсивную зелень травы, белые, сиреневые, розовые цветы словно окутаны тончайшим слоем-дымкой воздушной пыли. Кресло, стол, зонтик и белоснежная птица легко вписываются в яркую зелень травы.
Каждый пейзаж Бато Дугаржапова, надолго приковывая наше внимание, остается в памяти, вновь и вновь вставая перед глазами. В этом, наверное, и есть сила настоящего таланта.
Бесконечно влюбленный в окружающий мир, художник стремится вызвать сопереживание у зрителей. Его работы являют собой задушевный, поэтический, музыкальный и даже волшебный мир. Люди у него неторопливы и задумчивы, пейзажи — созерцательны и тихи, а природные стихии — небо, земля, вода — создают единое гармоническое целое. Они несут особый эмоциональный заряд, привлекают цельностью видения, любовью к изображаемому, сочетанием конкретного и романтического. Они составляют целую гамму оттенков восприятия мира — от лирического покоя до бьющей через край жизнерадостности.
«И невольно на память приходят слова поэта:
«Я люблю эту землю до слез,
За былинку последнюю в поле…»
Л.С. Тонких, искусствовед
Лиловой музыки волна
(или несколько слов о работах художника Бато Дугаржапова)
Летом 2004 года я увлеченно болтая со своим школьным другом, которого давно не видела, лениво обходила выставочные залы ЦДХ на Крымском валу. Работы современных художников привлекали то композицией, то цветовой гаммой, а чаще тем, что было совершенно непонятно, что на них изображено (эти работы называются оригинальными). Вдруг я остановилась…Что-то изменилось вокруг…Реальный мир неожиданно напомнил мне о нереальном и прекрасном мире, спрятанном глубоко внутри меня, который я называю «тоской по идеальному». Что-то сладко-больно заныло…Удивительный мир гармонии пространства, наполненный переливами света, тишины и вечного движения завораживал. Радостная светло-фиолетовая тайна смотрела на меня с полотен художника. Это был мир Бато Дугаржапова.
Что стоит за этим миром безмолвия и света, любви к ландшафтным и архитектурным пейзажам, где почти нет места людям? Откуда эта высветленная палитра, эта огромная потребность в светлой тональности, когда тени приобретают голубовато-сиреневый, желтый, розовый, красноватый оттенок? Это был восторг мастера перед красотой мира. Природа стала для него источником вдохновения, поэтому все пространство работ наполнено переливами света и жизнью. Свет и тишина, контраст и гармония, вибрация цвета и музыка, поэтому так много воздуха и простора в каждой работе художника. Мне передавался этот восторг мастера перед красотой мира. Эта была моя первая встреча с Бато. Потом были и другие…
«Ночная Сена» и «Вечерняя Москва», «Цветочный ковер», «Новый поворот» и «Прохладный вечер» — мазки то рельефны и объемны, то малы и совершенно растворяются, как и контуры предметов в окружающем пространстве. Море – особая любовь художника. В переливах радужных лилово-голубых волн нет нарочитости, внешней красивости, а есть только музыка. Вместе с автором мы испытываем особое таинственное волнение, наблюдая «Южный вечер» и «Розовый день», «Уходящее солнце» и «Отражение». Создается ощущение, что Бато работает легко, как дышит. Не ставятся какие-либо формальные задачи, нет ни натюрмортов, ни портретов. Есть только тайна о том, как царственно идет на убыль лиловой музыки волна Веронезе.
Название работ просты и почти не играют никакой роли в восприятии произведений: «Бухта», «После дождя», «У обрыва», «Тишина», «Лодки», в то же время, они несут в себе явную многозначность:
Мастер-класс нам показывает Природа???
Художник-творец дает мастер-класс Природе???
Художник показывает мастер-класс себе и нам???
Очевидно и то, что на эту многозначность художник имеет право в силу своего огромного таланта. Уверенно, смело, радостно и задумчиво-грустно охватывает Бато Дугаржапов целостную картину мира Природы. Реальный ландшафт увиден по-новому, элементы разных живописных систем преображены в глубоко поэтичный образ, трогающий чувства, переживаемый нами наиболее чутко. Спасибо, Мастер! Ведь мы сегодня почти разучились чувствовать.
Учитель изобразительного искусства
Слепко Зоя Васильевна