Венера Милосская является типичным представлением того, что средний человек считает греческой скульптурой
Когда мы думаем о греческой скульптуре, в нашей голове, как правило, возникают образы красивых белых статуй из мрамора. Высеченные фигуры реалистичны, полны движения и идеализированы. На ум приходит Венера Милосская, одна из самых популярных греческих скульптур. Конечности отсутствуют, одежда спадает в сказочном движении, обнажая идеальную фигуру.
Однако большинство людей даже не предполагают, что скульптура в Греции была не такой, как мы привыкли думать о ней сегодня. Нам осталась только слабая тень того, что видели сами древние греки. Венера Милосская является типичным представлением того, что средний человек считает греческой скульптурой.
Красочные люди
Одно из первых заблуждений, которые у нас есть — это светящаяся белая статуя. На самом деле, светящаяся белая статуя всего лишь сырьё, полуфабрикат. В действительности греки раскрашивали свои статуи. И довольно ярко. Они были покрыты желтыми, синими и красными цветами. В течение 1800-х годов археологи обнаружили множество скульптур с цветными пятнышками, разбросанными здесь и там. Это открытие не признавалось в течение одного-двух столетий. Многие историки искусства того времени решили, что картина из мрамора было бы кощунством по отношению к девственно белой поверхности материала. Скульпторы эпохи Возрождения тоже поверили этому, как пример — работы Микеланджело и Бернини — они не раскрашивали свои статуи. Для подтверждения новых результатов потребовалось много научных исследований и публикаций.
Больше мрамора
Также, люди часто предполагают, что мрамор был единственным материалом, который использовали греки. На самом деле, у древних художников их было гораздо больше. Используя такие материалы, как дерево, бронза, терракот и глина, древнегреческие скульпторы создавали маленькие статуэтки, но они не смогли пройти испытание временем, так как были сильно подвержены гниению и коррозии. Исключением была бронза. Металл, вместе с мрамором, обладал долговечностью и прочностью. Бронзу необходимо было переплавить и отлить для того, чтобы сформировать её, что позволяло использовать её податливость и создавать статуи монументальных размеров.
Обратите внимание на глубокий реализм и эмоции
Самая главная причина, по которой скульптуры из этого ценного металла редко встречаются, связана с тем, что бронза, как уже говорилось ранее, является ценным металлом. На протяжении всей истории люди переплавляли их для повторного использования — от изготовления ювелирных изделий до военных принадлежностей. Несколько сохранившихся произведений были либо похоронены, либо затоплены, либо, в редких случаях, найдены и спасены ценителями искусства, прежде чем «дух жадности» смог положить на них глаз. К счастью, римляне, увлеченные греческой культурой, сделали множество копий из бронзы, оставив нам смутное представление о том, как древнегреческие скульптуры выглядели, прежде чем были потеряны или уничтожены.
А всегда ли был натурализм
Греческая скульптура известна своей исключительной реалистичностью. Фигуры настолько хорошо воспроизводили оригинал, что кажется, будто это настоящие люди, застывшие в камне, способные ходить, если только вырвутся из своих оболочек. Мы верим этому и теперь. Однако подобный натурализм не всегда был таковым в Древней Греции. Древнее искусство можно разбить на три периода: Архаичный, Классический и Эллинистический. Анатомически идеализированные формы, которые мы видим, встречаются в Классическом и Эллинистическом периодах, в таких произведениях, как Метатель Диска и Венера Милосская соответственно.
Римская (классическая) и Эллинистическая скульптуры
Архаичный период создает резкий контраст между ним и преемниками. Скульптура в тот момент времени находилась под влиянием других древних культур. Фигуры были жесткими, вертикальными и симметричными. Мускулатура была несколько геометрической с резкими переходами. При ближайшем рассмотрении можно увидеть узоры, вырезанные в камне-известняке. Было принято, чтобы одна нога была перед другой, тем самым напоминая египетское искусство, которое, собственно говоря, и было источником для подражания. Пожалуй, самая культовая особенность скульптур Архаического периода — архаическая улыбка. Многие деятели того времени были изображены с загадочной улыбкой на лице. Существует несколько теорий о том, для чего было нужно подобное выражение: она призвана сделать фигуру более живой, добавить потусторонние атрибуты или показать желание мастера сделать её более естественной.
Peplos Kore имеет типичную архаичную улыбку
Вывод
Греческие скульптуры в большинстве своём не прошли испытание временем. Бронзовые были расплавлены, чтобы удовлетворить текущие потребности. Гравитация и эрозия привели к отрыву конечностей от тела в мраморных статуях. Краска медленно сползла. Спустя много веков, мы остались лишь с призраками шедевров и неточными представлениями о Древней Греции. Все, что у нас есть, это то, что когда-то было.