Арт-чердак, или как живут художники (статьи)

Арт-чердак, или как живут художники (статьи)

Прошли те времена, когда художники жили на чердаках – как в опере «Богема», где в самой интродукции герои жалуются, что им холодно и невозможно работать. И ведь это было в теплом Париже!!! Но речь не о том.

Мы создали сайт-галерею «Арт-чердак» — http://artcherdak.online/, где экспонируются картины разных художников. Изначально он задумывался как персональная галерея трех московских художниц – Марии Филёвой, Анастасии Пушкарёвой и меня, Сарры Атэх. Потом контекст сайта стал расширятся, и мы не только выставляем наши полотна, но и пишем новости и статьи о разных художниках, преимущественно неизвестных, – потому что об известных уже, кажется, все написано. И еще, по мере сил, освещаем ту богемную жизнь, которая происходит вокруг нас.

Это было вступление. Или, как в опере «Богема», интродукция. А теперь представляем вам запись разговора с Интервьюером, назовём его В.И., который задавал художникам Марии Филёвой и Сарре Атэх разные вопросы – о сайте, об искусстве и о жизни художников.

В.И.: Почему вы сделали этот сайт? Зачем он нужен вам, как художникам? И для чего он нужен людям?

Мария: Люди сейчас торопятся жить, все время спешат, и у них нет времени остановиться и посмотреть вокруг себя, увидеть, сколько всего прекрасного и интересного их окружает. Поэтому хочется сделать жизнь других людей немного разнообразнее, красивее и ярче! Посредством картин, естественно.

И еще: не все можно выразить словами… есть какие-то ощущения, которые в голове и они просятся наружу. И тогда берешь холст и выплескиваешь эти ощущения красками! Хотелось бы делиться этими ощущениями с другими людьми. А вдруг они совпадут? Для этого мы и открыли сайт-галерею – чтобы люди, не выходя из дома, могли посмотреть наши картины.

Сарра: Сейчас везде и всем требуется портфолио. Без портфолио – никуда. У кого нет этого самого портфолио, тот, как говорится, последний человек на земле. Вот у Вас, уважаемый Интервьюер, есть портфолио? Так вот… Люди торопятся жить. И у них нет времени общаться с художниками, чтобы устроить им выставку. А мы хотим выставлять наши картины. И вот как раз для тех галеристов, кто не хочет тратить время на общение с художниками и утомительный просмотр картин – вот они, здесь, на сайте. Правда, только в том размере, и в только в той цветовой гамме, которую позволяет видеть монитор. Меня, как художника, это, на самом деле, пугает. То же самое будет, если меня – такую, какая есть, брюнетку ростом 160см, представить зеленоволосой (у монитора настройки красного цвета отключены) и ростом сантиметров 20 Экзотика… Поэтому призываю: заходите не только на сайт, но и на наши живые выставки! И еще: мы на сайте рассказываем о художниках, выставках, картинах, мастер-классах, которые мы проводим. Это заставляет нас быть не только художниками, но и немного
писателями. Нам это полезно, и людям интересно.

В.И.: Как и когда Вы поняли, что Вы – художник (а если еще не поняли, то почему)?

Мария: В полной мере я себя художником не считаю, потому что для меня художник это образ жизни, а я пока не могу себе такого позволить. Может, потом когда-нибудь… Но, если честно, я даже не знаю, стремлюсь ли к этому. Вместе с тем, бесспорно, я считаю себя человеком творческим и тонко воспринимающим окружающую действительность. Настолько и достаточно тонко, чтобы рождать образы и выкладывать их на бумаге, выражая через это себя.

Сарра: В первом классе на Новый год на меня напялили костюм художника – потому что все должны были быть в костюмах, и мама где-то достала его. Сначала он был жутко неудобен. А потом как-то прирос, и теперь не снимается. Я представляю, а вот если бы это был костюм снежинки, как я хотела… (смеётся) Богемный образ жизни, как у «настоящего художника», сейчас позволить себе уже не могу – это надо много пить и тусоваться. Нет времени на создание антуража. Надо работать. Художник работает всегда. Даже когда физически не рисует и не пишет. В моей вселенной всегда что-то происходит, и внутренние процессы не менее важны, чем явные.

В.И.: Что отличает хорошую картину от плохой?

Мария: Хорошая картина, эта та, которая мне нравится))) а нравятся мне картины гармоничные. Неважно, что на них изображено. Это может быть абстракция, а может быть кондовый реализм. Главное – гармония и внутренний отклик.

Сарра: Я присоединяюсь к Марии. Хорошая картина это та, которая мне нравится, «цепляет», дарит радость, а в трудную минуту – поддерживает и помогает жить. Есть еще и «полезные» картины – те, которые учат меня: вот, смотри, Сарра, как здесь художник первый план выделил, а здесь – смотри, как тени положены…

В.И.: Что отличает искусство от арт-терапии?

Мария: Я думаю, арт-терапия это тоже искусство. Все что делается с душой, талантом, профессионализмом и охотой – это искусство. Можно превратить обычную рутинную работу в искусство. Надо только захотеть! Но Сарра, наверняка, знает об арт-терапии больше меня.
Сарра: Арт-терапия это просто другой жанр, иная художественная форма. Где можно больше. А показать, что продукция арт-терапевтических сессий это искусство, то есть то, что может выставляться в галереях – вот это исключительно задача куратора, который здесь является посредником между художниками и зрителями.

В.И.: Говорят, что жена-художник – горе в семье. У вас есть семья и дети. Как Вы совмещаете одно и другое?

Мария: Я думаю, творческий человек это вообще некомфортно для семейной жизни. Так как традиционная семейная жизнь требует выполнения четкого круга обязанностей и полной вовлеченности в рутину, а у художников, музыкантов и тому подобных людей с этим не все гладко.

Для себя я нашла выход. Как я уже говорила, художник это образ жизни. Который я на данный момент себе позволить не могу. Поэтому, я художник – когда дети спят, когда ночь, а мне не спится, я художник иногда по выходным… Все дело в умелом управлении своим временем. В остальное время я – мама, жена, сотрудник, подруга, дочь и т.д.

Просто пока невозможно полностью погрузиться в творчество. Для меня сейчас очень важно вырастить своих детей. А ведь они так быстро растут. Иногда держу дочку на руках и хочу запомнить, как она пахнет, какие у нее маленькие ручки, как она морщит носик. Это ведь все очень быстро забывается. Возвращаясь к вопросу, как совместить… это должен быть грамотный и успешный time management. И умение быстро переключаться. Ну, и не лениться. Этого вообще себе нельзя позволять. Никогда.

Сарра: Я решила спросить это у семьи. Был дома только сын Ваня, ему два года и два месяца. Я спросила: нравится ли тебе, что твоя мама – художник? А он лежит на диване, ест печенье и крошки во все стороны бросает. И говорит — наиццаа! Что на нашем языке значит – нравится. А потом мой муж, дядюшка Эндрю, нашелся в квартире и сказал, что отнесет свою картину на работу – пусть все видят! Талант у кого какой есть, а я, всё-таки, не какой-то паразит…

Маленькое пояснение: он работает не художником, а преподавателем английского языка. И ему надо было отнести на работу тезисы о работе. А не картину. И я делаю вывод, что для такой семьи было бы хуже, если бы я художником не была. То, что я художник, для них спасение. Другая бы их давно уже задергала и задисциплинировала до полусмерти.

В.И.: Ну, а что отличает художника от не-художника?

Мария: Художника от не-художника отличает образ мышления… Ты должен быть художником как бы у себя в голове, то есть иметь постоянную потребность самовыражения. А если ты просто работаешь, как говориться, на заказ и на потребу публике, то какой же ты художник? Ты – предприниматель. Чтобы быть настоящим художником, ты должен жить этим.

Сарра: Есть художники. А есть ремесленники. Художник создает новый мир, и получается этот его новый мир живым и настоящим. И не важно, каким языком он пользуется для этого – рисует, музицирует, пишет стихи или сказки, пишет романы, строит храм… А у ремесленников всегда всё красивое и профессиональное, но не новое и не живое.

Поэтому люди больше любят ремесленные картинки у себя дома вешать – они не вызывают никаких чувств, просто дырки в обоях загораживают. И музычку фоновую ставят. И любовные романы читают. А вот дети бездарные стихи и песенки не запоминают. Не получается у них.
Беседа закончена. Большое спасибо уважаемому Интервьюеру, и до новых встреч. Не забывайте про наш Арт-чердак, обязательно заходите на сайт!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *