Средневековое искусство. Ян Ван Эйк, Jan van Eyck

Средневековое искусство. Ян Ван Эйк, Jan van Eyck

Ян ван Эйк (Jan van Eyck, 1390–1441 годы), пожалуй, самый известный член семьи традиционных художников, которая, как полагают некоторые учёные, возникла в городе Маасейк, в епархии Льеж. Работа ван Эйка, воплощением которой стал алтарь Гентской церкви, принесла беспрецедентный реализм в тематику произведений конца эпохи средневекового искусства.

Ван Эйк был художником при дворе Иоанна Баварского, графа Эно Голландского, правившего с 1422 по 24 год, а затем служил Филиппу Доброму, герцогу Бургундскому (1425-41 гг.). Работа при дворе обеспечила ему высокий социальный статус, необычный для художника, а также творческую независимость от гильдии художников Брюгге, где он обосновался в 1431 году.

Доказательством того, что ван Эйк имел герб и таким образом принадлежал к дворянству, а также был грамотным (это понятно по собственноручной подписи на картинах), согласуется с предположением о том, что некоторые из его частых путешествий для герцога были дипломатическими миссиями. Многие нюансы его работы были, несомненно, нацелены на создание его личной репутации как выдающегося художника, в их числе, например, практика подписания и датирования картин (что было необычным для того времени), и использование греческой транслитерации в его личном девизе «Als ich kan» (Если я могу).

Его авторитет как великого художника опирается частично на его непревзойденное мастерство иллюзорности в картинах. Его картина «Распятие», со скалистой, потрескавшейся землей, мимолетными облачными образованиями и бесконечно уменьшаемой детализацией, уходящей в голубой горизонт, свидетельствует о систематическом и вдумчивом изучении естественного мира. Способность Ван Эйка манипулировать свойствами масляной среды сыграла решающую роль в реализации многих эффектов.

С пятнадцатого века и дальше, последователи и поклонники неоднократно выражали благоговение и изумление его способностью имитировать реальность и, в частности, заново создавать световые эффекты на различных поверхностях, от тусклых и непрозрачных поверхностей до светящихся, отражающих блики металла или стекла. Такими эффектами изобилует картина «Virgin of Canon van der Paele» (1434–36), они заметны на поблёскивающих золотых нитях в парчовых нарядах дам, отсвечивающих округлых жемчужинах, ослепительно сверкающих ограненных драгоценных камнях в костюмах святых или маленьких, искаженных отражениях фигурах Богоматери с Младенцем повторяющихся в каждой кривой полированного шлема Святого Георгия.
Невероятная детализация лица, стоящего на коленях человека ярко иллюстрирует талант ван Эйка как портретиста. Благодаря его пониманию воздействия света и тщательному контролю за деталями, ван Эйк был способен выстроить убедительно единый и логически обоснованный изобразительный мир, наполняя абсолютную неподвижность сцены сверкающей энергией.

Несмотря на свою не особенно широкую известность, достижения ван Эйка не находились в «изоляции»: как это было принято в то время, он использовал помощников, которые делали точные копии, вариации и стилизации его завершенных картин. Такие работы, несомненно, помогли удовлетворять неослабевающий спрос на его работы на открытом рынке, способствуя признанию его имени в Европе. Основным художественным преемником Ван Эйка в Брюгге был Петрус Христос. В своем «Portrait of a Carthusian», Христос не только перенял стиль ван Эйка, но и мотив парапета, украшенный иллюзионистской резьбой, ограничивающим портрет по нижнему краю: ван Эйк использовал этот приём в своей раннем портрете «Leal Souvenir» (1432).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *