Справочник художника Сюрреализм

мини
Сюрреализм возник в конце 1910-х-начале 20-х годов как литературное движение, экспериментировавшее с новым способом выражения, называемым автоматическим письмом, или автоматизмом, который стремился высвободить необузданное воображение подсознания. Официально освященный в Париже в 1924 году публикацией Манифеста сюрреализма поэта и критика Андре Бретона (1896-1966), сюрреализм стал Международным интеллектуальным и политическим движением.

Бретон, опытный психиатр, наряду с французскими поэтами Луи Арагоном (1897-1982), Полем Элюаром (1895-1952) и Филиппом Супо (1897-1990), находился под влиянием психологических теорий и исследований сновидений Зигмунда Фрейда (1856-1939) и политических идей Карла Маркса (1818-1883). Используя фрейдистские методы свободных ассоциаций, их поэзия и проза опирались на частный мир ума, традиционно ограниченный разумом и социальными ограничениями, чтобы создавать удивительные, неожиданные образы. Интеллектуальные и иррациональные догматы сюрреализма берут свое начало в умном и причудливом пренебрежении традициями, которое десятилетием ранее поддерживал дадаизм.

Автопортрет. Леонора Каррингтон
Автопортрет. Леонора Каррингтон

Поэты-сюрреалисты поначалу неохотно соглашались с художниками-визуалистами, потому что считали, что трудоемкие процессы живописи, рисования и ваяния противоречат спонтанности свободного самовыражения. Однако Бретон и его последователи не совсем игнорировали изобразительное искусство. Они высоко ценили таких художников, как Джорджо де Кирико (1888-1978), Пабло Пикассо (1881-1973), Франсис Пикабиа (1879-1953) и Марсель Дюшан (1887-1968), благодаря аналитическим, провокационным и эротическим качествам их работ.

Например, концептуально сложная невеста Дюшана, Обнаженная, окружённая холостяками, даже («Большой стакан») (1915–23; Музей искусств Филадельфии), и считаются предшественниками движения из-за его причудливо соседствующих и эротически заряженных объектов. , В 1925 году Бретон обосновал свою поддержку визуального выражения, воспроизведя работы таких художников, как Пикассо, в журнале La Révolution Surréaliste и организовав выставки, на которых были представлены картины и рисунки.

Варвары. Макс Эрнст
Варвары. Макс Эрнст

Первыми художниками, работавшими с сюрреалистическими техниками и образами, были немец Макс Эрнст (1891-1976), француз Андре Массон (1896-1987), испанец Жоан Миро (1893-1983) и американец Ман Рэй (1890-1976). Свободные ассоциативные рисунки Массона 1924 года - это изогнутые, непрерывные линии, из которых возникают странные и символические фигуры, являющиеся продуктом раскованного ума. Бретон считал рисунки Массона сродни его поэтическому автоматизму. Картофель Миро 1928 года использует сопоставимые органические формы и витые линии, чтобы создать воображаемый мир фантастических фигур.

Примерно в 1937 году Эрнст, бывший дадаист, начал экспериментировать с двумя непредсказуемыми процессами, называемыми декалькоманией и граттажем. Декалькомания - это техника прижатия листа бумаги к окрашенной поверхности и отслаивания его снова, в то время как граттаж - это процесс соскабливания пигмента по холсту, который укладывается поверх текстурированной поверхности. Эрнст использовал комбинацию этих приемов в "Варварах" 1937 года, композиции спаррингующих антропоморфных фигур в пустынном постапокалиптическом пейзаже, которая иллюстрирует повторяющиеся темы насилия и уничтожения, встречающиеся в сюрреалистическом искусстве.

Великие Сирены. Пол Дельво
Великие Сирены. Пол Дельво

В 1927 году бельгийский художник Рене Магритт (1898-1967) переехал из Брюсселя в Париж и стал ведущей фигурой в визуальном сюрреалистическом движении. Под влиянием картин де Кирико в период между 1910 и 1920 годами Магритт писал эротически эксплицитные объекты, соседствующие в сказочном окружении. Его творчество определило раскол между визуальным автоматизмом, взращенным массоном и Миро (и первоначально со словами Бретона), и новой формой иллюзионистического сюрреализма, практикуемого испанцем Сальвадором Дали (1904-1989), бельгийцем полем Дельво (1897-1994) и франко-американцем Ивом Танги (1900-1955).

В "вечно очевидном" художественное изображение Магриттом расчлененной обнаженной женщины эмоционально шокирует. В "Атласной камертоне" Танги заполнил иллюзионистическое пространство неопознанными, но сексуально привлекательными объектами, изображенными с большой точностью. Таинственное освещение картины, длинные тени, глубокое отступающее пространство и чувство одиночества также напоминают о зловещих декорациях де Кирико.

Жилье Желания. Сальвадор Дали
Жилье Желания. Сальвадор Дали

В 1929 году Дали переехал из Испании в Париж и создал свои первые сюрреалистические картины. Он расширил образы сновидений Магритта своими собственными эротически заряженными галлюцинаторными видениями. В книге "приспособление желания" 1929 года Дали использовал фрейдистские символы, такие как муравьи, чтобы символизировать свое подавляющее сексуальное желание. В 1930 году Бретон высоко оценил представления Дали "о бессознательном" во втором Манифесте сюрреализма. Они стали главными соавторами "review Minotaure" (1933-39), ориентированного в первую очередь на сюрреалистическую направленность издания, основанного в Париже.

Организованное сюрреалистическое движение в Европе распалось с началом Второй мировой войны. Бретон, дали, Эрнст, Массон и другие, включая чилийского художника Матту (1911-2002), который впервые присоединился к сюрреалистам в 1937 году, уехали из Европы в Нью-Йорк. Движение нашло свое возрождение в Соединенных Штатах в галерее Пегги Гуггенхайм "искусство этого века" и Галерее Жюльена Леви. В 1940 году Бретон организовал в Мехико четвертую международную выставку сюрреалистов, в которую вошли мексиканцы Фрида Кало (1907-1954) и Диего Ривера (1886-1957) (хотя ни один из художников официально не присоединился к движению). Удивительная образность сюрреализма, глубокий символизм, утонченная техника живописи и презрение к условностям повлияли на последующие поколения художников, включая Джозефа Корнелла (1903-1972) и Аршила Горького (1904-1948), чьи работы образовали континуум между сюрреализмом и абстрактным экспрессионизмом.

Джеймс Ворхис

Если понравилось

Поделитесь своим мнением: