Реформа британского дизайна (статьи) 1

Реформа британского дизайна (статьи)

К экономическому аргументу, призывающему к улучшению дизайна, присоединилась эстетическая, а также морально обоснованная реакция

В Англии, на протяжении большей части XIX века, большие дебаты по дизайну и промышленности привлекали художников, производителей и потребителей. Интерес к дизайну и его соответствующей роли в промышленном производстве товаров был вызван, в частности, докладом парламентского комитета по искусству и мануфактурам за 1836 год.

Комитет выразил обеспокоенность по поводу того, что товары британского производства не отличаются качеством по сравнению с продукцией Франции, Германии и Соединенных Штатов и что, следовательно, Англия рискует проиграть «гонку экспорта».

Жардиньерка

Жардиньерка

«К экономическому аргументу, призывающему к улучшению дизайна, присоединилась эстетическая, а также морально обоснованная реакция против безудержного и беспорядочного использования орнамента. В качестве примера плохого дизайна критики критиковали «обманчивые» трехмерные, иллюзионистские узоры, которые украшали двумерные поверхности ковров и обоев. Арбитры вкуса жаловались, что «на ковре овощи доведены до исступления в своем желании быть декоративными» или что живописные узоры обоев заставляют чувствовать себя «инстинктивно обязанным наметить участки травы, гравийные дорожки и летние домики, как невольный садовник пейзажа».

Государственные школы дизайна были основаны в 1837 году для улучшения образования дизайнеров, что, как предполагалось, в свою очередь улучшит выпуск продукции британской промышленности. Но промышленность продолжала реагировать на популярный вкус, и новая волна критики, направленная на низкие стандарты британского дизайна, была развязана ужасной выставкой домашней мебели на Большой выставке 1851 года, состоявшейся в Лондоне. Среди критиков были дизайнер и педагог Генри Коул (1808-1882), художник Ричард Редгрейв (1804-1888), а также орнаменталист и теоретик Оуэн Джонс (1809-1874). При поддержке принца Альберта (1819-1861) эти трое разработали формальные руководящие принципы для современного, но морально продуманного словаря дизайна.

Мадам Жорж Шарпантье. Маргарита-Луиза Лемонье и ее дети Жоржетта-Берта  и Поль-Эмиль-Шарль

Мадам Жорж Шарпантье. Маргарита-Луиза Лемонье и ее дети Жоржетта-Берта  и Поль-Эмиль-Шарль

Их миссия состояла в том, чтобы привить три основных принципа: во-первых, что украшение вторично по отношению к форме; во-вторых, что форма диктуется функцией и используемыми материалами; и в-третьих, что дизайн должен исходить из исторического английского и незападного орнамента, а также растительных и животных источников, дистиллированных в простые, линейные мотивы. (Первые два принципа повлияли бы на дизайн двадцатого века). Эти принципы были закреплены на плакатах и развешаны в классах государственных школ дизайна. Например, один плакат гласил: «истинное назначение орнамента-украшение полезности.

Следовательно, украшение всегда должно быть вторичным по отношению к полезности. И: «истинный орнамент не состоит в простом подражании природным объектам; но скорее в приспособлении их особой красоты формы или цвета к декоративным целям, управляемым природой материала, который должен быть украшен, законами искусства и потребностями производства». Хотя к концу 1850-х годов правительственные школы поощряли эмуляцию итальянского ренессансного дизайна, один из бывших учеников системы, Кристофер Дрессер (1834-1904), ученик Оуэна Джонса, придерживался более ранних принципов школы и разработал методологию дизайна, которая была визуально и промышленно прогрессивной.

Стул

Стул

В отличие от прогрессивного подхода правительственных школ дизайна, движение искусств и ремесел отвергло современность и промышленность. Движение было основано социалистом Уильямом Моррисом (1834-1896) в попытке вернуть доиндустриальный дух средневекового английского общества. Он был основан на учении дизайнера августа Уэлби Нортмора Пугина (1812-1852) и Джона Раскина (1819-1900), возможно, величайшего художественного критика и теоретика девятнадцатого века. Следуя идеям о том, что счастливый рабочий делает красивые вещи независимо от способностей, и что хороший, моральный дизайн может исходить только из хорошего и морального общества, движение искусств и ремесел (хорошо развитое к 1860-м годам, хотя его название не было придумано до 1888 года) искало вдохновения в английских источниках, особенно в средневековых английских и кельтских традициях.

Лондонские розничные фирмы Морриса, «Morris», «Marshall», «Faulkner & Co.», а позже — «Моррис и Ко». (основанная в 1875 году) продавали мебель, сделанную художниками-ремесленниками, а также сельским крестьянством. Утопические в теории, намерения Морриса состояли в том, чтобы создать доступные, изготовленные вручную товары, которые отражали творчество и индивидуальность рабочих (качества, отсутствующие в промышленно произведенных товарах). По иронии судьбы, в конце концов, высокие производственные затраты сделали эти объекты слишком дорогими для многих. Круг Морриса включал прерафаэлитов, особенно Эдварда Берн-Джонса (1833-1898), керамиста Уильяма де Моргана (1839-1917) и архитектора-дизайнера Филиппа Уэбба (1831-1915).

Тарелка с рисунком бамбук и вентилятор

Тарелка с рисунком бамбук и вентилятор

Еще одним фактором, повлиявшим на реформу дизайна, в частности на внутреннюю отделку, стала растущая информация о здоровье и гигиене в XIX веке. Микробы были недавно обнаружены, и эпидемии холеры преследовали столетие. Клопы, обитавшие в деревянных кроватях, стенах и полах, были общими для всех классов, включая аристократию, а промышленная сажа пачкала интерьеры городских домов. Реформаторы дизайна попытались помочь новому и быстро растущему поколению домохозяек среднего класса создать художественные, но здоровые дома. Среди многих руководств по советам, написанных во второй половине века, весьма влиятельные советы Чарльза Локка Истлейка по домашнему вкусу (1868) были широко распространены по всей Англии, а также в Соединенных Штатах. Хотя Истлейк рекомендовал стратегии для беспыльного и более гигиеничного дома, его имя стало ассоциироваться с определенным стилем мебели. Возражая против богато украшенной резьбой мебели, которая могла бы улавливать пыль и грязь, Истлейк призвал к более простому стилю мебели, основанной на ренессансных и готических интерьерах эпохи Возрождения, но с резным украшением, которое позволяло бы легче чистить мебель и способствовало морали и честности в мастерстве.

Новые идеи о здоровье, гигиене и реформе дизайна также помогли сформировать эстетическое движение с 1860-х по 1880-е гг. Эдвард Уильям Годвин (1833-1886), один из создателей движения, осудил “пух и пыль … два великих врага жизни” и разработал инновационную мебель без чрезмерной резьбы, которая также могла быть легко перемещена для легкой очистки. Несмотря на то, что дизайн разрабатывался с учетом чистоты, собственные эстетические чувства Годвина были в значительной степени под влиянием искусства Японии, антиквариата и театра. Эстетическое движение отвергло откровенный ревивализм и подошло к дизайну интерьера и самой жизни как к мультисенсорному опыту.

Следуя изречению «искусство ради искусства» и бросая вызов идее, что жизнь подражает искусству, эстетизм, наиболее видными поборниками которого были Годвин, Джеймс Макнейл Уистлер (1834-1903) и Оскар Уайльд (1854-1900), быстро вошел в моду среди среднего класса. Сторонники движения находили красоту в обыденном, простом и экзотическом. Заимствуя из западных и незападных источников, а также от современных дизайнеров, таких как Моррис и Дрессер, авангардные эстеты стремились создать изысканную атмосферу, наполняя свои пространства недорогими японскими веерами, бело-голубым фарфором, подсолнухами и павлинами. Стиль быстро пронизывал популярную культуру-эстетические образы можно было найти, украшая обложки нот, и это регулярно высмеивалось в широко читаемом журнале «Punch» и пародировалось в мюзиклах Гилберта и Салливана, особенно терпение (1881).

Проектно-реформаторское движение второй половины XIX века никогда полностью не достигало своих целей. Вместо того чтобы совершенствовать и реформировать несколько стилей, движение создало множество стилей, из которых потребитель мог выбирать. Тем не менее, оно заложило теоретическую основу для многочисленных дизайнеров и художественных предприятий в самом конце девятнадцатого века и в первые десятилетия двадцатого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *