С помощью программы FACES искусствоведы и реставраторы смогут распознавать лица изображенных на картинах людей
В апреле 2018 года в Нью-Йорке будет представлена вторая версия цифровой технологии FACES. Это математическая матрица воссоздания сети нейронов, отвечающих за наше визуальное восприятие окружающих людей. Она аналогична той, которую используют спецслужбы для распознавания лиц преступников, попавших на случайную запись видеокамер. Но у «Art and Computerised Evaluation Systems» (так расшифровывается аббревиатура) совершенно другое предназначение. FACES позволяет установить личность человека, чей портрет был нарисован столетия назад.
С помощью этой программы искусствоведы и реставраторы смогут распознавать лица изображенных на картинах людей. По мнению разработчиков из Калифорнийского университета в Риверсайде, их детище не заменяет собой рентгенографию и другие исследования, но существенно облегчает идентификацию. К тому же новая версия FACES позволяет более точно измерять расстояние между антропометрическими точками по сравнению с первой версией, так как учитывает большее количество измерений. Можно сказать, что программа словно «видит» плоское 2d изображение в формате 3d.
Место для проведения презентации новой версии нейросети FACES выбрано не случайно. Это особняк музея «The Frick Collection» на 5-й Авеню, который магнат Генри Фрик, разбогатевший на сталелитейной промышленности, построил в XIX веке для своей знаменитой коллекции европейской живописи. Многие известные искусствоведы всего мира считают коллекцию Фрика лучшим частным собранием живописных работ XIV-XIX веков.
С 2018-го года воспользоваться сервисом сможет любой желающий. Для этого будет достаточно загрузить на сайт библиотеки музея фото конкретной картины, и программа начнет поиск похожих изображений по своей базе. Однако один из создателей программы профессор искусствоведения Конрад Рудольф предупреждает, что особенности авторского почерка художника, писавшего портрет, могут затруднить установление личности «модели».
И все же первая победа уже есть: это миниатюрный портрет, написанный художником Николасом Хиллиардом в 1588-м году и хранящийся в музее «The Frick Collection». Неизвестным героем миниатюры оказался граф Роберт Деверё, фаворит Елизаветы I Английской. Военачальник, самый знаменитый из рода Эссекс.