«Вы лучше позвоните Солу» – это название выставки работ Питера Сола, художника, которого наряду с Энди Уорхолом, а то и наравне с ним, многие считают отцом поп-арта. В столичной галерее современного искусства Гари Татинцяна началась ретроспективная демонстрация произведений этого американского художника. Название взято из комедийно-драматического сериала «Лучше звоните Солу» – элементы массовой культуры Сол, который Питер, сознательно вводит в свои работы.
«Правда или ложь – не имеет значения, – говорит Сол, – главное, чтобы картина вызывала беспокойство или смех. Я люблю любые эмоции». Он причисляет себя к «плохим» художникам (слово «плохие» берет в кавычки), секрет успеха которых в отказе от самой потребности в чьем либо одобрении. Питер Сол в России впервые. За несколько дней успел погулять по главным улицам столицы, зайти в Третьяковскую галерею и поразиться движению транспорта.
«Движение немыслимое, оно очень необычное. Хуже, чем в Париже. Хуже, чем везде, где я был. Для меня, человека из Америки, Россия очень экзотичная страна. Множество мест, которые я даже представить себе не мог. У нас в Соединенных Штатах нет ясной картины о том, что такое Россия», – отмечает Питер Сол. А вот о российских художниках Сол слышал и даже вдохновлялся их работами. Правда, не картинами Серова, а произведениями нонконформистов – Комара и Меламида. Но на первом месте у мастера Сальвадор Дали! «Он тоже плохой парень», – шутит Сол.
Американский художник начинал свою арт карьеру в 50-х, как раз тогда и зарождался поп-арт. Сол писал диснеевских персонажей, пририсовывал усики классикам и всюду говорил о политике. Журналисты прозвали его манеру – «Bad painting» – «Плохая живопись». Слишком ярко, слишком вульгарно, слишком много массовой культуры.
«Сейчас я делаю смешные картины. Торт и пирог влюбились, например. Да, это возможно. Злодей и Супермен. Мне нравится работать над образом Супермена. Пьяный ковбой на пьяной лошади – это то, что будет моим следующим сюжетом», – делится планами художник.
«Открыт любому юмору, кроме утонченного», – говорит про себя Питер. Сталин и Мао – герои комиксов, а персонаж с перемешанными частями тела не знает, с какой стороны подойти к вопросу. В прямом смысле.
Картина «Плохой ресторан»: где этот ресторан, и почему он так плох Питер Сол и сам не знает. Чаще всего автор просто позволяет воображению взять верх над разумом. Кстати, посетителем этого плохо ресторана является сам автор, которого зачастую на этой картине принимают за Энди Уорхола. Со своим коллегой автор действительно встречался дважды, и дважды они сказали друг другу лишь «привет».
Еще один основатель поп-арта Энди Уорхол здесь тоже есть – всевидящий и трехголовый. Кстати, в отличие от него, Питер Сол, работает медленно. Одну картину пишет больше месяца. Палитра для каждого полотна – около трехсот баночек краски различных оттенков.
«С Питером интересно то, что он пишет он достаточно медленно. И те 5-10 работ, максимум 15, которые в год выходят из его студии, сразу же уходят к нескольким дилерам. Так что тяжело было получить от него какие-то работы для непосредственно выставки в Москве. Поэтому я был вынужден приобретать работы не у художника, а у коллекционеров. Но думаю, что за несколько лет подобрал достаточно сильную коллекцию Сола», – рассказывает галерист Гари Татинцян.
Питер Сол говорит, пока ему очень везет – по-настоящему он не работал практически ни дня в своей жизни. И даже когда стал профессором искусства в Университете Техаса, просто болтал со студентами о творчестве. В том числе и о своем. Говорит: «Моя живопись плоха и критики не заслуживает». Зато ее хорошо покупают.
22.04 — 31.08.2016
МОСКВА, СЕРЕБРЯНИЧЕСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ 19
источник: http://www.artrussia.ru/russian/artnews.php?id=3615