Выставка «Под знаком Малевича» 1

Выставка «Под знаком Малевича»

С 23 октября 2015 по 14 февраля 2016 года в Третьяковской галерее на Крымском валу будет открыта выставка «Под знаком Малевича».
Казимир Северинович Малевич (1878–1935) — один из самых узнаваемых и изучаемых художников XX века. Его знаменитое полотно «Черный супрематический квадрат» впервые было продемонстрировано публике на легендарной Последней футуристической выставке картин «0, 10», которая открылась 19 декабря 1915 года. К юбилею ключевого для XX столетия произведения и выставки «0, 10» Третьяковская галерея показывает редко экспонируемые графические работы Малевича и художников его круга.

Настоящая выставка — центральное событие юбилейного для «Черного квадрата» года, который включает прошедший спецпроект «Ночь в квадрате» (в рамках акции «Ночь в музее»), серию образовательных ток-шок «Беседы о “Черном квадрате”», запуск мобильного приложения «Прогулка по Москве Казимира Малевича», цикл лекций «Казимир Малевич: три возраста художника» (абонемент 19) и предстоящую презентацию издания из серии «История одного шедевра», посвященного «Черному квадрату».
Построение выставки
В самой архитектуре залов посетитель встретится с пространственной реконструкцией супрематических форм. Структура выставки подчинена внутренней логике феномена «Малевич и художники его круга»: графика Малевича и произведения остальных художников, представленные в двух разделах: «Супремус» и «Уновис».
Графика Малевича
В супрематических работах Малевич декларировал оппозицию предметности, основанную на приоритете чистой геометрической формы. Пластический принцип заключался в комбинировании локально окрашенных геометрических плоскостей, парящих в бесконечности белого пространства. Едва ли не б?льшая часть творческого наследия Малевича, хранящегося во многих музеях мира и в частных собраниях, приходится на графику: иллюстрации к кубофутуристическим книгам, эскизы костюмов и декораций к театральной постановке «Победа над солнцем», литографии и рисунки к ним. Но самую значительную долю составляют наброски и эскизы осуществленных и неосуществленных композиций или отдельных их деталей. Они стали бесценными документальными свидетельствами живого процесса рождения и кристаллизации художественного замысла.
Супремус
Стремясь зафиксировать свое положение лидера беспредметности, в 1916–1917 годах Малевич организовал художественное общество «Супремус». В него вошли Н. Удальцова, О. Розанова, И. Клюн, В. Пестель, Л. Попова, А. Крученых и другие художники, в той или иной мере следовавшие или сочувствовавшие супрематизму. Для некоторых из них супрематизм оказался скорее импульсом к поискам индивидуального пути в беспредметности, нежели прямым руководством к действию.
Наиболее последовательной супрематисткой являлась Розанова, что отмечал и сам Малевич. Удальцова и Экстер, комбинируя геометрические плоскости, в своей трактовке пространства оказывались по сути ближе к кубизму, нежели к супрематизму. Клюн и Пуни нередко применяли для супрематических композиций цветные фоны, что противоречило одному из основополагающих принципов супрематизма — идее «белой бесконечности» пространства. Попова, отказавшись от идеи парящих форм, уплотняла конструкции, «сбивала» их в монолиты, сосредоточившись на создании «живописной архитектоники». Примечательно, что для эскиза эмблемы общества «Супремус» Попова избрала формой не черный квадрат, а черный неправильный четырехугольник с динамичными резкими очертаниями, характерный скорее для ее собственных композиций. Тем самым она невольно, а может быть, и сознательно обозначила границу между истинным супрематизмом и его интерпретацией не слишком ревностными последователями. Планы деятельности общества, в которые входило издание журнала, обсуждались вплоть до весны 1917 года, однако так и не были реализованы.
Уновис
Возможность основать «партию супрематизма», сформировать круг преданных учеников Малевич обрел в 1919 году, став преподавателем Витебской народной художественной школы и основав группу «Уновис». Несмотря на разность творческих судеб, уровня художественной одаренности, степени подверженности власти малевичевской харизмы, члены Уновиса образовывали достаточно цельное и яркое сообщество.
В качестве важнейшей миссии Уновиса осознавалось создание супрематического утилитарного мира, перенос художественной системы супрематизма из области чистого искусства в оформление среды. Народная художественная школа получала от витебских властей задания декорировать фабричные и заводские предприятия, мастерские, склады, магазины и Городской театр для торжественного заседания делегатов и рабочих Комитета по борьбе с безработицей. Уновисом было выполнено праздничное оформление города к 1 мая 1920 года.
В мае 1922-го состоялся первый выпуск студентов института; в числе выпускников были И. Чашник, Л. Хидекель, Н. Суетин, Л. Юдин. Художественно-практическому институту приходилось все время отбивать атаки противников левого искусства, обвинявших Малевича в односторонности его преподавательской системы и пытавшихся внедрить в училище традиционное академическое направление. Летом 1922 года Малевич с частью учеников (И. Чашник, Н. Суетин, Л. Хидекель, Х. Каган, Е. Магарил, Е. Рояк, Г. Носков) уехал в Петроград, где он возглавил МХК (Музей художественной культуры), а затем Гинхук (Государственный институт художественной культуры). Совместная работа бывших уновисцев продолжилась в Гинхуке, открыв новую страницу педагогической и творческой деятельности Малевича.
Особенность выставки
Графические произведения часто становятся предметом интереса профессиональных исследователей, но остаются почти неизвестны широкой публике. Рисунки и печатная графика Малевича и его учеников репродуцируются значительно реже, чем живописные произведения супрематизма, но и опубликованные они часто оказываются представленными вне контекста взаимного влияния. Настоящая выставка и монография, подготовленная Т.В. Горячевой, восполнят этот пробел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *