Первые, известные нам образцы мебели, были найдены археологами в одной из египетских пирамид и датировались 3-м столетием до нашей эры. Это были обломки ларца черного дерева, инкрустированные малахитом, слоновой костью и бирюзой. В этой же гробнице были найдены и первые из известных человечеству табуретов, одно из этих изделий даже могло складываться. Это были сделанные из дерева табуреты, с ножками, в виде копыт, вырезанными из цельных слоновьих бивней. Древним египтянам также принадлежит «авторство» стульев и кроватей.
Это была мебель, не предназначенная для удобства человека, жесткая и не очень функциональная. Не смотря на это только фараоны могли позволить себе роскошь сидеть в кресле, украшенном сложной резьбой и золотыми накладками. Мудрые, но нетребовательные в плане комфорта, греки придумали своеобразные лари — сундуки, служившие одновременно и скамьями и лежанками. А вот на загородных виллах и во дворцах древнеримской знати мебель была даже излишне роскошной, инкрустированная, украшенная резьбой и позолотой. В своем стремлении к роскоши жители великого Рима изобрели и впервые применили в изготовлении мебели новые материалы — цветной мрамор и бронзу. Они использовались для сборки украшенных мозаикой столов и скамей. А менее богатые древнеримские умельцы изготавливали для своих домов недорогую и удобную мебель, сплетая ее из ивовых прутьев.
Намного позже стульев, столов и кроватей появился шкаф. Произошло это в средние 15 столетия в средневековых замках Европы. Впрочем это нельзя назвать шкафом в привычном нам понимании. Это произведение мебельного искусства, было больше похоже на сундук. Его прототипом был ларь-сундук, который тянулся вверх из-за большого количества хранимых в нем вещей и, спустя время, превратился в шкаф, сразу став одним из важнейших предметов мебели. В те времена шкаф «подражал» вычурной архитектуре готических замков, обрастая украшениями в воде башенок, колонн и даже неким подобием скульптур. Удобство шкафа было оценено по заслугам и вскоре он стал прародителем целого ряда предметов мебели, например буфета, а когда научились лить стекло превратился в более привычный буфет со стеклянными дверцами, а вслед за ним родился и книжный шкаф. Развитием фантазии и столярного ремесла, обусловлено появление немалого количество гибридов из ранее созданных предметов мебели.
Мягкая мебель появилась у европейской знати параллельно с модой на классицизма. Франция, будучи законодательницей мод в декоре, в это время строит дворцы королей и, не менее роскошные, резиденции приближенных, которые требовалось обставить мебелью. Изначально мебель просто оббивали тканью. Затем, когда одежда владельцы замков становилась легче и тоньше, сидеть на жестких креслах и скамьях (диванах) не так удобно, как прежде. Сиденья стульев набивались конским волосом, лебяжьим пухом, овечьей шерстью, а несколько позже стал применяться даже каучук.
С течением времени появлялась новая мода в архитектуре, менялся дизайн интерьеров и все это вносило коррективы в уже существующую мебель или стимулировало создание чего-то нового. В эпоху барокко появился шезлонг и канапе, во времена рококо, с его тягой к зеркалам, появилось трюмо и туалетный столик с трехстворчатым зеркалом, так называемый трельяж. Модерн стал «родителем» кресла без подлокотников и с опорой для спины в виде раковины. Мебель менялась, упрощаясь или, наоборот, усложняясь, в зависимости от моды.
Помимо стилей в архитектуре, мебель была зависима и от условий страны-«производителя». Во Франции, больше декоративная и изящная, чем функциональная, в Германии — прочная, обильно украшенная скульптурными композициями, недвусмысленно говорящая о достатке владельца, в Скандинавии — удобная и, наоборот, функциональная, как, впрочем, и в России, где определяющим фактором, как ни странно это звучит, был климат. Цепочка очевидна: холод, а значит теплые, но небольшие дома. Лавки — чисто русское изобретение, днем на них сидели, а ночью спали. Удобно и экономно (в плане места). Независимо от влияния Европы развивалось мебелестроение на Востоке. В большинстве своем это были плетеные вещи из веревок, тростника или полосок кожи, мебель из очень темного, практически черного дерева. Все невысокое, непривычное для европейца: пуфики, ширмы, скамейки, соединяемые одна с другой, низкие столики.
Нынешнее время все расставило на свои места: великое множество стилей, разнообразие качества изготовления (от ширпотреба до ручной работы), применяемых материалов, а, значит, и большой разброс цен. Сейчас каждый в выборе мебели руководствуется лишь собственным вкусом и платежеспособностью.